Опубликовано 14 мая 2020, 21:00

«Маленький ребенок — не читатель, а смотритель и слушатель»: интервью с дизайнером детской литературы

Как родителям выбирать книги для малышей и почему детская литература должна быть яркой? О тонкостях создания детских книг — в новом интервью на «Летидоре».
«Маленький ребенок — не читатель, а смотритель и слушатель»: интервью с дизайнером детской литературы

© Depositphotos

В 2020 году интерактивная книга уже не является чем-то уникальным. Маленьких читателей завлекают говорящими картинками, открывающимися створками и панорамами на всю страницу. Но как создаются такие книги? Кто их конструирует? И для чего покупать необычные книги детям?

Обо всем этом и многом другом наш постоянный автор и книжный блогер Анна Федулова поговорила с Оксаной Ивановой — опытным дизайнером-оформителем, конструктором и художественным редактором, не первый год работающей в сегменте оформления детской литературы.

Оксана Иванова

Оксана Иванова

Оксана, добрый день! Давайте начнем с того, что само слово конструирование, скорее всего, мало у кого ассоциируется с книгой, тем более с детской. Для многих из нас понятие «конструирование» связано с чертежами, космическими аппаратами, строительством домов. Расскажите, что такое интерактивная книга и какие ее виды можно встретить на книжных прилавках?

У любой книги, форма которой отличается от стандартного прямоугольника, есть свой автор-конструктор. Но интерактивная книга — это в первую очередь необычное содержание, а не только нестандартная форма.

С такой книгой можно играть! Не стану перечислять все виды и формы интерактивных изданий, назову лишь основные.

Книжки-панорамки. На каждой странице нарисованная картинка выстроена в нескольких планах, отчего создается ощущение объема, иллюстрации выполняют роль театральных декораций. На рынке довольно много таких книг: к сожалению, не все радуют хорошим содержанием и иллюстрациями. Но качественных изданий все-таки больше.

Появились и панорамки нон-фикшн, которые могут стать первыми энциклопедиями для маленьких читателей.

«Маленький ребенок — не читатель, а смотритель и слушатель»: интервью с дизайнером детской литературы

Книжки со створками (окошками). Как правило, под каждым окошком малыша ждет маленькое открытие, поэтому такие книги способны увлечь ребенка надолго. К сожалению, в погоне за модой некоторые издатели не задумываются над содержательной частью. В результате история для ребенка получается скучной и совсем не интересной. И створки не меняют ситуацию.

Родителям стоит внимательно изучить такую книгу перед покупкой.

Книги с интерактивными элементами. На страницах вы встретите секретные створки, конверты, подвижные логические круги, раскладывающиеся гармошки и так далее. Как правило, это познавательные книги, в которых интерес ребенка подогревается возможностью что-то открыть или развернуть.

Поп-ап книги. В отличие от панорамок, в поп-ап книгах объемные картинки получаются при полном раскрытии страницы. Волшебным образом плоские изображения приобретают объем, производя впечатление на детей и взрослых. Можно долго разглядывать сказочный бумажный мир, играть внутри декораций маленькими игрушками, сочинять новые сказки.

Такие книги стоят довольно дорого, но они займут достойное место в детской книжной коллекции.

Книжки-гибриды. На мой взгляд, это самый интересный вид книг. На страницах встречаются элементы других книг, например, поп-ап, окошки и подвижные элементы, с помощью которых герои оживают. Сейчас в России «гибридов» немного, но интерес издателей растет, и в ближайшее время на книжных полках появится несколько новинок.

Что именно делает дизайнер-конструктор? Ведь у любого издания есть художники и редакторы. Получается, что для создания необычных книг их навыков и знаний недостаточно?

У бумажной инженерии есть свои законы и секреты. И далеко не всегда они простые и очевидные. Знания приходят с опытом и требуют особого склада ума. Если редактор, конструктор и художник попадают в резонанс, создавая книгу, получаются настоящие шедевры!

«Маленький ребенок — не читатель, а смотритель и слушатель»: интервью с дизайнером детской литературы

Как вы думаете почему некоторые российские родители отказываются покупать детям книги с подвижными элементами, объемными страницами или окошками, мотивируя это тем, что они недолговечны? Должна ли детская книга быть вечной?

Думаю, что основная причина, по которой родители отказываются от покупки таких книг, это их стоимость. Безусловно, интерактивные книги стоят дороже обычных. При их производстве используется больше разных материалов и, самое главное, такие книги создаются в ручную.

Ни одна машина пока не умеет сгибать и приклеивать разные детали

И, конечно, книги требуют более бережного отношения, чем обычные. Но это, как мне кажется, не повод лишать своего ребенка возможности познакомиться с детской литературой и окружающим миром с помощью интерактивных книг.

Кстати, как вы считаете, можно ли удешевить процесс создания интерактивных книг? Например, пользоваться услугами отечественных типографий и конструкторов.

Грамотный конструктор-дизайнер при разработке необычных книг действует с оглядкой на себестоимость проекта. Уже готовые конструкции модернизируются и совершенствуются до тех пор, пока не будут максимально технологичными для производителя.

Касаемо отечественного производства, могу с уверенностью сказать, что сейчас есть типографии, готовые выполнить самые сложные заказы с качеством, не уступающим китайским гигантам.

В условиях роста валюты это даст возможность издателям не отказываться от таких проектов, а изготавливать их в России.

«Маленький ребенок — не читатель, а смотритель и слушатель»: интервью с дизайнером детской литературы

© Depositphotos

Что сейчас происходит на российском книжном рынке? Какая детская литература наиболее востребована, а какая — вызывает недоверие?

Не берусь давать обоснованные оценки. Думаю, этот вопрос лучше адресовать маркетологам. Но могу отметить одну интересную тенденцию, которую поддерживают большинство родителей.

Речь идет о «рестайлинге» старых книг, которые составляют золотой фонд детской литературы. Не просто перепечатка, а бережная реставрация иллюстраций, добавление интерактивных элементов.

Я сейчас принимаю участие в нескольких таких проектах и могу уверенно сказать, что очень скоро издания удивят и обрадуют многих читателей.

То есть дело не только в самих текстах? Согласны ли вы с тем, что внешний вид книги и ее визуальное оформление для современных детей не менее важны, чем сюжет или содержание?

Маленький ребенок — еще не совсем читатель. В первую очередь он смотритель и слушатель.

Хорошая детская книга может рассказать малышу историю без слов. Такие книги рассматривают, пересказывают или сочиняют по картинкам свою сказку.

Если предложить детям на выбор две книги с одинаковым текстом, но по-разному иллюстрированные, то сто процентов они выберут ту, в которой больше рисунков.

А если с книгой можно даже поиграть, то это будет еще более уверенная победа.

«Маленький ребенок — не читатель, а смотритель и слушатель»: интервью с дизайнером детской литературы

Конечно, не могу не задать любимый родительский вопрос: как сделать так, чтобы дети чаще читали? На какие книги стоит обратить особое внимание? И что лучше купить ребенку — желаемые книги или доверять лишь собственному вкусу, тщательно отбирая и фильтруя каждое издание?

Однозначного ответа на этот вопрос у меня тоже нет. «Хорошо» и «плохо» у каждого свое. Но поскольку вкус к хорошей литературе зарождается в детстве, то, мне кажется, покупка детских книг должна быть не импульсивной, а продуманной.

Взрослым стоит потратить время, полистать книгу, постараться изучить ее содержание, оценить качество иллюстраций. Читая малышу с пеленок, родители уже в раннем возрасте смогут определить, какие именно книги ему нравятся. А формирование домашней библиотеки будет происходить намного быстрее и проще.

Фото: архив автора, Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!