Опубликовано 01 сентября 2014, 16:40

Кто расскажет детям о революции и советском прошлом?

Мир, в котором существовали «враги народа», где Чкалов пересек Арктику и где издавалась «Правда». Кто сегодня расскажет детям о стране, совсем недавно пропавшей с карт.
Кто расскажет детям о революции и советском прошлом?

Кто расскажет детям о революции и советском прошлом?

В Санкт-Петербурге, на Болотной улице, 13 стоит деревянный дом, похожий на сказочный терем. Это Детский музейный центр исторического воспитания, отдел Государственного музея политической истории России. Небольшой деревянный особняк словно чудом уцелел среди многоэтажной застройки. Произошло это чудо потому, что именно здесь в октябре 1917 года большевики приняли решение о вооруженном восстании. На чердаке музея создана интерактивная экспозиция, пространство игры и тайны – «Страна Гайдарика».

Первоначально сотрудники музея планировали создать тайный детский штаб, который описан А. Гайдаром в книге «Тимур и его команда». Однако, приступив к реализации проекта, перешли от конкретных литературных образов к более общей идее – показать мир советских детей 1930-х годов. Сотрудники музея предлагают посетителям «Страны «Гайдарики» отправиться в эпоху довоенного детства. Музейное пространство продумано до мельчайших деталей, его можно назвать цельным произведением искусства. И действие в нем разворачивается по законам театральной постановки.

Тимур и его команда.jpg

Тимур и его команда.jpg

«Прелюдия» начинается на узенькой лестнице, ведущей на чердак. Здесь задают тон наклеенные на стены страницы газет и журналов того времени: «Ленинских искр», «Правды», «Пионерской правды», «Чижа» и «Ежа». В них отражена хроника героических подвигов авиаторов и полярников. Но создатели экспозиции не обходят молчанием и другую сторону советской истории: громкие процессы против «врагов народа». Об этом – яростные газетные передовицы, многополосные стенограммы судебных заседаний.

В первом акте музейного спектакля представлены мечты детей тридцатых годов. Современным мальчишкам и девчонкам предлагается выполнить различные задания и получить шифры, помогающие открыть ящички с фрагментами пазла. Когда все задания будут выполнены и пазл будет собран, дети смогут открыть тайник Тимура и прочесть послания героев гайдаровских книг.

Шифр.jpg

Шифр.jpg

История беспрецедентного перелета Чкалова через Арктику, совершенного в 1937 году, обыгрывается в «штурманском штабе» – это первый игровой модуль. С помощью предложенной организаторами таблицы расчетов необходимо сопоставить расход топлива и дальность полета, проложив на карте маршрут между Москвой и Ванкувером. Образ чердака «поддерживается» множеством предметов той поры. Это керосиновые лампы, счеты, кожаный летный шлем, грампластинка «Испания будет свободной». Последняя обозначает второй игровой модуль. Здесь необходимо помочь раненым на Гражданской войне в Испании: сделать перевязку по образцу, который изображен на плакате. Группа детей делится на две команды.Одни исполняют роль пострадавших, а другая команда выполняет роль спасателей.

Яркий образ инсталляции – кабина самолета, также созданная в на чердаке. Сюжет таков: самолет, который поднялся с борта ледокола, должен приземлиться на льдину, чтобы спасти папанинцев. Командиру экипажа, радисту и бортмеханику необходимо расшифровать радиограмму, вычислить направление ветра, снять показания с топливомера, чтобы определиться с возможной посадкой.

Задания.jpg

Задания.jpg

Еще одно задание для участников квеста – «ликвидация» аварии в тракторном цеху Кировского завода. Детям требуется восстановить электроснабжение, последовательно соединив цепь и подключив «генератор». Второй акт «спектакля», участниками которого становятся ребята, разыгрывается в «Архиве детства». Авторы проекта записали аудиоинтервью с людьми, детство которых пришлось на 1930-1940-е годы. Получились неформальные воспоминания. Каждый ребенок выбирает себе «собеседника», слушает его рассказ, рассматривает его фотографию. Все дети 1930-х с радостью вспоминают свои юные годы, хотя в рассказах проступают и трагические черты эпохи. Донара Васильева была воспитанницей детского дома, который размещался в доме на Болотной: в 1938 году ее мама скончалась от туберкулеза. На глазах у Маргариты Рудзит арестовали отца, и дети во дворе перестали с ней разговаривать.

Отца Люции Барташевич в 1937 году расстреляли. Десять лет она провела в ссылке в Кустанае. Поражает тот факт, что она смогла сберечь две своих игрушки и передала их в дар музею. Детские фотографии и «говорящие вещи» помещены в ящички старых шкафов. Слушая старческие голоса в наушниках и всматриваясь в детские лица на фотографиях, дети испытывают ощущение непосредственного общения с героями экспозиции. После этого дети делятся впечатлениями об услышанном друг с другом.

Третий акт действа переносит участников в башенку – свободное, пронизанное светом пространство. Оно приносит облегчение после тесного помещения «архива», который наполнен множеством непростых историй. Соединив детали пазла, дети получают заветные ключики от тайников, которые содержат послания героев книг Гайдара. «... Ты находишься под нашей охраной и защитой», – эти слова гайдаровского Тимура словно принадлежат сонму ангелов-хранителей детей – тех, которые жили здесь во времена детского дома, тех, которые которые приходят в музей сейчас...