Опубликовано 18 апреля 2013, 17:24

Колыбель для кошки: продвинутые версии

В классической верёвочной игре "колыбель для кошки" - всего семь фигур. Дети быстро разучивают их и спрашивают, что дальше? А дальше мы изучаем японские, китайские, гавайские и другие малоизвестные вариации этой игры.
Колыбель для кошки: продвинутые версии

Колыбель для кошки: продвинутые версии

В прошлом году я решил отметить День пионерии (все конечно помнят, когда он?) и опубликовал статью про почти забытую игру в верёвочку. Последствия были неожиданными: культура верёвочных фигур оказалась настолько интересной для меня самого, что превратилась в одно из главных увлечений года. За это время я научился делать более сотни фигур, сочинил несколько верёвочных сказок для своих младших, а в лагере прошлым летом мы попробовали игры с большой веревкой. Ну а взрослых приятелей я стал доставать этнографическими гипотезами о том, как наши чукчи завоевали Океанию - на основе всё тех же веревочных паттернов, которые повторяются у разных тихоокеанских народов (причём самые сложные фигуры делали именно чукчи и эскимосы, вопреки анекдотам о них). Тем временем журнал Wall Street Journal на международном уровне поддержал идею о том, что эти игры отлично развивают мозги. Но вернёмся к детям. На мастер-классе по верёвочных играм они обычно просят научить их, как делать... всё сразу! Одному подавай Собаку с Большими Ушами, другому - Полярную Звезду, третьему - Эйфелеву Башню. Поневоле приходится выбирать некоторые общие и несложные фигуры, чтобы было интересно и понятно большинству. А самая общая, к тому же коллективная игра - это конечно "колыбель для кошки". Однако дети довольно быстро разучивают семь классических фигур этой игры - и спрашивают, что делать дальше. Вот про это и будет сегодняшний обзор, с видеороликами из разных стран. **Верёвка для игры** Прежде чем играть, надо найти инструмент.  Некоторые думают, что это какая-то особая волшебная верёвка. И действительно, существуют специальные магазины, где можно заказать такую волшебную вещь, сделанную настоящими индейцами. Но я скажу честно - для игры вполне подходит обычная бельевая верёвка из обычного хозяйственного магазина. Длина - два метра. Толщина 3-5 мм. В сечении верёвка должна быть круглой, а не плоской (не "лентой"). И она не должна быть "резиновой" (то есть не должна сильно растягиваться). Чтобы на верёвочном кольце не было узлов, лучше взять верёвку синтетическую и спаять её концы. Для этого их нужно сперва подпалить зажигалкой, чтобы они начали плавиться, после чего соединить расплавленные концы "каплями", сосчитать до 10 и быстро покрутить в пальцах место соединения. Детям эту процедуру лучше не доверять, да и сами вы скорее всего обожгётесь в первый раз. Впрочем, у натуральных верёвок и бечёвок, особенно "лохматых", есть свой плюс - такие верёвки приятнее на ощупь, они лучше массируют и согревают пальцы во время игры. Такую верёвку можно связать обычным крепким узелком, и подрезать концы. Либо - сшить концы так, чтобы не было узла. **Пилим дерево** Эта игра начинается так же, как "колыбель для кошки", но она значительно проще, и в неё с удовольствием играют даже трёхлетки. Можно считать её разминкой перед более сложной игрой. Сделайте стартовую фигуру - "колыбель" -  и покажите ребенку, как взять две крайние параллельные верёвки. А сами придержите те петли, которые у вас на средних пальцах. Дальше остаётся просто тянуть туда-сюда вдвоём, получая ЗВУК пилы:

  **Кошка с рыбой** О происхождении названия "колыбель для кошки" я рассказывал в прошлом обзоре. После этого некоторые читатели говорили мне, что у них в детстве играли в верёвочку  без стихотворения. Поэтому уточняю: стишок про кошку придумал я сам, чтобы легче было запоминать фигуры. Можно и без стишка играть, конечно. Однако я повторю его здесь, для полноты картины. Раз, два, три, четыре, пять - захотела кошка спать и залезла в **колыбель** , а оттуда - на **постель**. Из постели с громким треском прыгнула на **занавески** , после снова в **колыбель** , и обратно на **постель**. А с постели - на **буфет** , а с буфета - в наш обед! Съела **рыбу** для гостей, бросила **гору костей** и ушла на **двор** гулять... Так хотела кошка спать! Большинство людей, которые при мне вспоминали эту игру, останавливаются на "рыбе". И действительно, в пособиях про классическую "колыбель для кошки" эта фигура обычно последняя. Но мы на этом не остановимся! Нам нужна как минимум ещё  "гора костей", которая у англичан называется "песочные часы" (hour glass). В японском ролике ниже сначала показана игра "пилим дерево" (другой вариант, тоже интересный). А затем идёт длинная версия "колыбели для кошки", в которой есть все фигуры, перечисленные в моём стишке. Правда, последовательность несколько иная: после "рыбы" кошка прыгает обратно на "буфет", и только после этого появляется "гора костей". И даже на этом игра не заканчивается - кошка опять прыгает на "кровать" без выхода во "двор". Вообще, скажу вам по секрету, в этой игре практически из каждой фигуры есть "прямой ход" в любую другую.

**Международные версии: от якутов до немцев** Время от времени я играю с верёвкой в метро, пока еду на работу или с работы. Обычно я делаю всякие индивидуальные фигуры в одиночку. Но пару раз случались игры с незнакомцами. Оба раза это были ребята азиатской внешности - не знаю точно, может быть, якуты. Спросить я просто не успевал, да и они не разговаривали особо: просто подходили, смотрели на веревку с явным узнаванием... а потом показывали жестом - мол, давай я тоже сниму петли. Я делал стартовую "колыбель"... и с удивлением наблюдал другую версию игры. В ней, например, переход от "занавесок" к "перевернутой колыбели" делался только большими пальцами (а не большими и указательными). В первый раз я думал, что человек просто ошибся. Но спустя полгода совершенно другой парень показал мне такую же версию. Стало быть, где-то на территории России есть своя особая версия "колыбели для кошки".  Что неудивительно: как я уже говорил, самые сложные верёвочные фигуры были у чукчей. Увы, ролика на эту тему у меня нет: некому было снимать нас в метро, кроме полицейских камер. Поэтому предлагаю немецкий ролик с парой необычных движений. Такая вот у них своя немецкая версия.

**Одинокая кошка** Что делать, если хочется поиграть в "колыбель для кошки", а партнера нету? Можно играть и в одиночку, как это делают японцы. Правда, в этой версии нет "рыбы", но все остальные фигуры есть!

А теперь представьте, что к вам пришла подружка (тоже японка, конечно же), но вы так увлеклись "колыбелью на одного", что хотите обучить подружку именно этой игре. Делается это легко: ваша рука будет правая, а рука подружки - левая. Вот так:

**Двойная колыбель** Теперь представим противоположную ситуацию. У двух детей - две веревки, то есть у каждого своя. И каждый хочет, чтобы именно его верёвка участовала в игре (ну бывают такие вредные дети!). Это не беда, можно играть сразу двумя верёвками, как это делают китайцы:

**Гавайский Дом Духов** Ну и под завязку для самых продвинутых учеников: древняя гавайская игра Kauhale a Limaloa. Опять-таки с двумя веревками: сначала каждый делает у себя на пальцах "колыбель", потом они ловко стыкуются, и получается... треугольник Серпинского, известный всем фанатам фрактальной геометрии. Ежу понятно, что древние гавайцы разбирались в этом не хуже Мандельброта. А где, по-вашему, Атлантида была? В Полинезии, само собой.  

В этом ролике не все движения видны хорошо, да и объяснения - на японском. Однако можно прочесть текстовую инструкцию по-английски вот здесь, там всё довольно просто. **Собственные фигуры и запутывание** В заключение осталось добавить, что дети любят самостоятельно экспериментировать с верёвочным кольцом, получая свои собственные фигуры. Это бывает очень весело, но быстро приводит к запутыванию верёвки. На этот случай есть ещё одна версия игры, которую я помню с детства. Она состоит в том, что один игрок должен снять запутанную верёвку с пальцев другого - но в данном случае он не делает новых фигур в процессе снятия петель. Наоборот: он должен сохранить ту же фигуру на своих пальцах,  то есть "продублировать" пальцы первого игрока в петлях, а затем снять верёвку, не потеряв ни одной петли. После этого запутанная верёвка точно так же передаётся третьему игроку, и дальше по кругу, пока кто-нибудь её не уронит. А можно на каждом шаге усложнять фигуру: тот, кто успешно снял петли с пальцев предыдущего игрока, имеет право сделать одно движение, которое запутывает верёвку ещё больше, и передаёт следующему более сложную задачу. Вероятно, именно с таких занятий рыбаков и ткачей, обучающих детей сматывать леску и нити,  начались когда-то все верёвочные игры. Хотя есть и другие версии... Но об этом - в другой раз.