Опубликовано 16 мая 2013, 13:16

Книжный флеш-моб в День чтения

В международном книжном флеш-мобе, ежегодно проводимом издательством «Розовый жираф», в этом году примут участие более 48 тысяч детей.
Книжный флеш-моб в День чтения

Книжный флеш-моб в День чтения

В один день, 16 мая, в школах, библиотеках и детских центрах России и других стран мира взрослые прочитают детям о «Любопытном Джордже» - непоседливой и непосредственной обезьянке, которая вечно попадает в истории. Тематика абсолютно гуманитарная, но без арифметической выкладки в ней не обойтись. О приключениях «Любопытного Джорджа» с помощью взрослых прочитают 7 тысяч детей из Москвы и 41 тысяча детей из 205 населенных пунктов России, США, Ирландии, Белоруссии, Украины, Казахстана и Молдовы. Акции  преимущественно будут проходить в детских садах, библиотеках, школах. Набирают популярность и семейные варианты проведения акций: родители приходят в детский сад или школу к своему ребенку или организуют небольшой читательский клуб на дому:

– В этом году и мы, организаторы, выбрали для себя семейный вариант Дня чтения, – рассказывает руководитель pr-службы издательства «Розовый жираф» Светлана Дындыкина. – Четыре года подряд мы устраивали большие мероприятия, и от этого страдали наши собственные дети. В этом году сделаем то, что столько лет пропагандировали: сотрудники пойдут с книгами в свои школы и детские сады.

Сценарий проведения Дня чтения  для всех участников единый – для разных возрастов его придумала известный блогер, разработчик игр и мастер-классов для детей и их родителей Юлия Луговская. Набор методических материалов был выложен (http://pgbooks.ru/events/our_events/) на сайте издательства около месяца назад, так что время адаптировать сценарий под себя и детей у участников акции было. Время вообще универсальная вещь – пять лет назад идея чтения хороших книг вслух  и с заданиями по теме была в большую новинку.

История о дружбе

Пять лет назад, когда акция «Международный день чтения» появилась на свет в виде идеи, мысли о мгновенной массовой любви у организаторов не было. В первый год участниками стали две тысячи человек, преимущественно москвичи. Книги раздавались бесплатно всем желающим (в этом году бесплатные книги рассылаются только библиотекам, остальные покупают их по низким спецценам), но  людей приходилось уговаривать.

Как вспоминает pr-директор «Розового жирафа», библиотекам и школам объясняли каждому отдельно: ничего страшного в акции нет, нужно просто взять книгу и готовый сценарий, почитать вместе с детьми, а затем прислать отчет – как это было. И в то время как российские участники подключались с большой осторожностью, с большим энтузиазмом отозвались русские диаспоры других стран. Так что статус международного – не просто красивое слово. Уже третий год количество участников колеблется от 30 до 48 тысяч человек, причем по большей части за счет регионов, чему организаторы только рады:

– Детское чтение – такая ценность, которую признают все, и мы особенно рады, что в процессе акции мы так хорошо подружились с региональными библиотеками, – говорит Светлана Дындыкина. – В отличие от частных детских центров, достаточно мобильных, библиотека – это неповоротливая структура, завязанная на государственном финансировании. Для них участие в подобных акциях оказалось реальной возможностью пополнить фонды, вовлечь своих читателей в новые формы общения. Мы стараемся поддерживать с ними отношения и в течение года – предлагаем новые инструменты работы с книгами. Процесс, кстати, взаимный – не только мы учим библиотеки, но и они учат нас. Так, мы просто в восторге от школьной библиотеки поселка Богдановское Челябинской области – там работают изобретатели и волшебники!

Как почти все и везде, акция по привлечению детей к чтению держится на человеческом энтузиазме. Отдельные мамы, папы, педагоги и библиотекари, становясь партнерами «Розового жирафа», своими силами придают читательским собраниям яркость и массовость. Административный ресурс здесь не ко двору:

– Заразить детей радостью от чтения нельзя, если ты делаешь мероприятие «для галочки», чтобы потом поставить его в отчет, – говорит Светлана. – Самоорганизация и свобода творчества здесь срабатывают намного лучше. За дело берутся те, кто действительно хочет, чтобы дети читали больше и читали лучшее. Они большие энтузиасты, и своим отношением заряжают окружающих. Получается интереснее и веселее, чем если бы мероприятие было «спущено» сверху.

Доказательств полно. В этом году газета Самары и Казани "PRO-Город" взялась за проведение Дня Чтения на общегородском уровне. Большой хэппенинг на 100 человек планирует красноярская Детская Академия  FasTracKids: они пригласили прочитать детям книгу Анастасию Потекину, популярного журналиста, деловую женщину и просто маму. В прошлом году организаторов поразил небольшой городок Магнитогорск: Днем чтения благодаря волонтерам там оказались охвачены все, от детских больниц до библиотек.

По мнению Светланы, это чувствуют и дети. Разговоры про то, что «чтение нужно любить» им уже поперек горла. Это не значит, что дети не хотят читать – они хотят, только без пафоса: вместе со взрослыми, в удобных позах, свободной атмосфере и без обязательной слежки «а что вы из всего этого поняли».

Когда акция пройдет, в адрес издательства пойдут письма с письменными и фотоотчетами о событии. Все они будут выложены на сайте, каждый из участников получит возможность сравнить, возможно, взять на заметку некоторые идеи.

Уже третий год «День чтения» идет достаточно стабильно, собирая приличную аудиторию и обрастая своими поклонниками. Но есть куда шагать дальше. Дело в том, что сценарии для «Дня чтения» разработаны для детского сада и максимум начальной школы. Детей этого возраста проще увлечь чтением, придумать совместные игры, да и читать вслух проще – книги не такие длинные. Сложнее обстоят дела с детьми постарше – средней школой и старшеклассниками. Форма общения с ними до сих пор в розыске:

– Эту форму мы пытаемся придумать, но какого-то универсального решения не изобрели. Пока самой лучшей находкой стало изобретение писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак – фанфики. Это творческая переработка или продолжение известных классических литературных произведений, – говорит pr-директор «Розового Жирафа». – Фанфики-победители станут соавторами новой книги писателей «Смерть мертвым душам». Вряд ли это должна быть акция, аналогичная по массовости «Дню чтения» – это что-то совсем другое, и мы ищем.