Опубликовано 06 сентября 2014, 12:14

Карточки для обучения чтению

Как правильно готовить карточки с буквами и словами для игры с малышом дошкольного возраста? Российская методика позволяет ребенку начать читать до двух лет.
Карточки для обучения чтению

Карточки для обучения чтению

Если вы интересуетесь обучением чтению в дошкольном возрасте, то почти наверняка сталкивались с таким пособием, как карточки со словами. Показ карточек со словами лег в основу методики Домана, которая широко распространена в России. Кто-то покупает дорогостоящие комплекты с карточками по Доману, кто-то скачивает с сайтов, кто-то печатает сам. Отзывы об этом методе противоречивые: некоторые достигают впечатляющих успехов в чтении, другие жалуются на потерю интереса к чтению у ребенка. Как бы то ни было, многие мамы просто не в состоянии играть по режиму и заниматься демонстрацией большого количества карточек. И если честно, я таких мам вполне могу понять. Как раз из-за карточек методику Ольги Тепляковой, моей мамы (я у нее восьмая дочка) и педагога с 37-летним опытом работы, нередко путают с «методикой» Домана. При этом ее метод — совершенно другая история. Игры с карточками по методике Тепляковой — это именно игры, в которых ребенок активно взаимодействует с опредмеченными словами. Не буду углубляться в теорию, хотя чтение — очень богатая тема для исследования. А уж для дискуссий — тем более, поспорить здесь есть о чем! Итак, давайте обсудим «как правильно готовить» карточки для игры с малышом дошкольного возраста. 1. Вам не нужно никаких готовых карточек. Более того, вам даже не нужен супер красивый картон. Просто сходите на кухню и возьмите там коробку из-под «геркулеса» или чая. Ее «серая» сторона — идеальная поверхность для написания слов. И, кстати, плотность картона у таких коробочек обычно тоже отличная. Еще вам понадобятся фломастеры, буквально 3–4 цвета. 2. Слова для игр выбираем хорошо знакомые ребенку в быту, нужные ему, по возможности короткие и простые (например, «мама», «папа», «котик», имя ребенка). Напишите в комментариях, с какими словами, на ваш взгляд, стоит играть с ребенком, и я с удовольствием дам обратную связь — оно или не оно. 3. Слова мы пишем вместе с ребенком. Дети раннего возраст осваивают все руками, и моторное освоение слов необходимо! В самой игре с малышами от года и старше множество методических нюансов, и в совместном письме, конечно тоже. В методике Тепляковой практикуется прием из руки в руку, когда мама помогает, направляет ручку ребенка. Бояться помогать малышам не нужно. Но не нужно и настаивать на своей помощи, если ребенок против. Тогда пишем слово сами или даем ребенку пример написания слова, а он уже списывает. Посмотреть «прием из руки в руку» можно вот в этом видео.

Для самых маленьких деток — годовасиков – да и просто в бурной игре, сберегая время и силы малыша, мама часто пишет слова сама.

mama.png

mama.png

  1. Пожалуйста, пишите слова крупными печатными буквами, одним цветом. Нет никакой нужды в том, чтобы выделять в слове гласные, согласные, слоги и буквы. Ребенок воспринимает слово целостно, это для него в большое степени образ, символ настоящего явления.  Кроме того восприятие малыша — глобальное, слитное.

  2. На каждой карточке умещаем только одно слово.

  3. Карточку делаем не слишком узкой, но и не слишком широкой. В целом, карточек нужно писать много и разных, чтобы ребенок не запоминал именно саму карточку, а узнавал слово вне зависимости от того, написано оно в этот раз зеленым цветом или синим.

  4. Учитывайте способ использования карточки. Если, допустим, мы их будем связывать ленточками, сделайте их довольно широкими и оставьте местечко под отверстие.

lenta.png

lenta.png

Если карточки будут служить надписями на рисунке, их стоит сделать поуже, чтобы они не занимали много места. Кроме того для надписей слова пишем на бумаге — её легче приклеивать. И слова пишем не слишком большие, иначе для них не хватит места на листе бумаги. 8. Прочитывайте слово с ребенком полностью, не выделяя буквы, звуки и слоги. Нет, мы не против анализа слов. Но за 35 лет работы методики мы убедились в том, что гораздо легче начать с узнавания слов и потом перейти к анализу слова, чем выучить с ребенком буквы и потом пытаться соединить их в одно слово. Наверняка, многие из вас уже столкнулись с этой проблемой: буквы ребенок знает, но как соединить в слово — не представляет. 9. Включайте карточки в игру, творчество и быт ребенка! Это, конечно, отдельная большая тема. В нашей методике нет никаких «занятий с карточками». Мы просто смотрим: катает ребенок машинки — кладем туда карточку со словом «папа», вот и игра получилась. Или любит наш годовалый младенец прятки — можно прятать и карточки под платочек, или накрывая мисочкой, например. 10. Важный момент: методика Тепляковой не предполагает такого приема как жесткое сопоставление предмета и его опредемеченного названия. Мы считаем, что не нужно развешивать по всей квартире надписи «Это холодильник», «Это дверь». У этого приема есть свои ограничения — сложно будет навесить карточку-обозначение на Вашего кота Написанное слово так же, как и устное, выступает как символ образа, единица речи. Дети довольно рано понимают, что стоит за словом котик, это для них реальный кот. Посмотрите, например, вот это видео с Соней (1 год 7 месяцев). Она ясно понимает, что мяч надо кидать, а птичка поет «чик-чирик»

Вот вкратце и все основные правила. Такие карточки Вы можете использовать где угодно:  на кухне, в поезде, на прогулке в песочнице и т.д. Вот мы плавно и подошли к вариантам игр с карточками. Ольга Николаевна придумала уже, наверное, сотню таких игр, но давайте коснемся хотя бы их небольшой части. Итак, карточки можно :

Включать в художественную деятельность – наклеивать на рисунки и аппликации – сделать кармашек на рисунке и складывать их туда

bliny.png

bliny.png

– прицеплять прищепками или мягкими скрепками к листу

Использовать для общения друг с другом
– носить папе и бабушке
– читать карточки куклам, вставлять в лапы мишке

mishka.png

mishka.png

– делать указатели для дома: «Осторожно, окрашено» Предметные и ролевые игры: – прячем под коробку, в ящик, под ковер, в шляпу, в мешочек – закрываем и открываем глазки

– тянем за ленточку – вешаем карточки на петельках

– катаем в машине, на санках, на горках

– используем в спектаклях, например, заселяем не только игрушки в теремок, но и изредка слова, которые исполняют роль игрушек. – делаем из картона машинку (паровоз, трамвай, ракету «Буран») и сажаем туда картонных пассажиров и слова.

mashinka.png

mashinka.png

Надо сказать, что мамы Галки-Игралки постоянно придумывают новые способы игр. Вы тоже сможете придумать свою собственную игру с карточками!
Методика Тепляковой не исчерпывается играми с карточками, чтение и письмо обыгрывается множеством других способов, их — десятки! Буду рада, если сейчас вы просто попробуете поиграть со своими детками, и игры вам понравятся. В конце концов, именно радость и совместное общение должны быть главным результатом игры! Более подробно игровое чтение будет изучаться на специальном онлайн-курсе, который стартует в октябре.