Каким должно быть лето будущего первоклассника?
Каким должно быть лето будущего первоклассника?
Чем ближе Первое сентября, тем чаще ребенок слышит, что он будущий первоклассник. Как организовать его летний отдых таким образом, чтобы, с одной стороны, лучше подготовить к началу учебного года, а с другой – не отбить желание учиться? Рассказывает психолог Мария Баулина.
Тесты на выживание
Школьная жизнь для первоклассника – не только новенький рюкзак и восхитительное содержание пенала, но еще и множество стрессов, связанных с самостоятельным передвижением по незнакомому зданию, общением с новыми людьми. Поэтому лето стоит использовать для того, чтобы приобрести необходимые навыки, среди которых особенно важны умение обращаться с деньгами, ориентироваться в пространстве, обращаться за помощью и сообщать о себе основные сведения. Предложите ребенку попробовать самостоятельно купить в магазине булочку, дойти от магазина до дома (конечно же, под вашим присмотром), обратиться с просьбой к кому-то из незнакомых детей или рассказать о себе вашим взрослым гостям.
Следует уделить внимание и режиму дня ребенка. Если будущий первоклассник до сих пор спит после обеда, а вы планируете оставлять его на продленке, то придется постепенно отучаться от этой привычки. Предложите ребенку чередовать «бессонные» дни с «сонными». Также стоит приучить дошкольника есть по утрам, если на завтрак он предпочитает размазывать кашу за просмотром мультиков. Пусть завтрак будет легким и, возможно, не слишком полезным, зато ребенку не придется думать о еде во время первых двух уроков.
Игра в школу
Психологическую подготовку непосредственно к процессу обучения лучше всего проводить в игровой форме. Старая добрая игра «в школу» поможет ребенку научиться правильно обращаться к учителю, сидеть за партой, управляться с содержимым рюкзака, поднимать руку при ответе и уверенно вести себя у доски. Даже для тех, кто посещал занятия по подготовке к школе, такая игра с родителями не будет лишней, поскольку ребенок сможет попробовать себя не только в роли ученика, но и примерить образ учителя. Используйте в игре мягкие игрушки или кукол для имитации атмосферы класса. Это позволит снизить тревогу и напряжение, а также лучше понять мотивы поведения педагога и одноклассников.
Постарайтесь, чтобы у игры был доброжелательный эмоциональный тон, и избегайте любых негативных оценок в адрес поведения ребенка. Например, не стоит изображать строгого учителя, ставящего двойки или выгоняющего ученика из класса за плохое поведение. Необходимо показать дошкольнику лучшие стороны школьного обучения. Недостатки он заметит сам после первого сентября.
Чтение и клеточки
Несмотря на то, что, как и сто лет назад, первоклассники начинают изучать отдельные буквы и цифры, современная школьная программа рассчитана на детей, которые уже умеют читать, считать и писать печатными буквами. Сказанное не означает, что все лето вы должны провести с секундомером, измеряя скорость чтения. Тем не менее следует выделить немного времени для того, чтобы читать хотя бы по несколько предложений в день и рисовать узоры в тетради в клеточку. Умение видеть границы клетки, а также «схватывать» взглядом сразу две или три клеточки поможет ребенку быстрее разобраться в хитросплетениях линий при освоении письма. С этой целью можно использовать игру в крестики-нолики или морской бой.
Уговаривая ребенка почитать, не перегибайте палку. Представьте себя на его месте: нужно сидеть и складывать буквы в слоги, с трудом продираясь сквозь смысл написанного текста. Читайте по очереди, выбрав коротенькие и простые тексты с обилием картинок. Не пытайтесь убить сразу двух зайцев, одновременно приучая ребенка и к чтению, и к великой литературе. Для начала нужно отработать технический навык и лучше всего для этого подойдут комиксы из детских журналов.