Опубликовано 25 июля 2014, 15:00

Как все устроено: начальная школа в Канаде

Система образования в Канаде неоднородная, и к тому же разнится от провинции к провинции. Но какие-то общие черты и отличия от школ в России у канадцев все-таки есть.
Как все устроено: начальная школа в Канаде

Как все устроено: начальная школа в Канаде

Система образования в Канаде неоднородная, к тому же еще и разнится от провинции к провинции. На провинциальном уровне принимаются многие законы о функционировании и финансировании школ, об их ответственности и правах и так далее. Но в самом общем виде устройство школьного мира выглядит так:

– Общеобразовательные школы (то самое бесплатное общее образование, которое нам хорошо известно)

– Католические школы. Самая распространенная в Канаде религия. Несколько веков назад в Канаде была создана существующая до сих пор система католического образования. В таких школах детям преподают и обычные предметы, и религию.

– Частные школы. Оплачивая обучение в частных школах, взамен родители получают возможность выбрать как «уклон» (Монтессори, спортивная), так и «избранное общество» для своих детей – сюда уж точно попадают только дети из семей с достатком выше среднего, ну, и некоторое количество других «бонусов» вроде ношения школьной формы, столовой в школе и тп.

– Домашнее обучение тоже возможно, но не очень распространено. Прибавьте к этому факт, что Канада – страна двуязычная; каждый из этих типов школ возможен в варианте, когда основное обучение ведется на английском, а французский изучается как второй язык, и наоборот.

Как организовано обучение?

В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики:

– «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей сюда принимают в неполных пять лет, и обучают два года, после чего они идут в первый класс. Учеба в это время – на 100 процентов «игровое обучение».

– Начальная школа, классы с первого по шестой.

– Средняя школа, 7-8 классы.

– Старшая школа, 9-12 классы.

Как правило, за время учебы канадский школьник меняет три здания: в первом он учится начиная с занятий в Kindergarden и вплоть до 6-го класса, во втором собирают учеников 7-8-х классов, ну, и в третьем проходит самая сложная часть обучения в канадской школе вплоть до ее окончания. Зато классы, учителей и одноклассников ученик меняет каждый год. В канадской школе каждый год классы формируются заново, поэтому за время учебы школьник успевает перезнакомиться буквально со всеми.

Системы прописки в Канаде не существует, но именно по месту жительства определяется, в какую именно школу пойдет ваш ребенок. У каждой школы – свое место в провинциальном рейтинге (в зависимости от того, насколько хорошо написали в этом году ученики тесты по основным предметам). Выше рейтинг – дороже дома в районе, который «приписан» к этой школе.

building.jpg

building.jpg

На фото – типичное здание канадской начальной школы. Два (бывает и один) этаж, канадский флаг у входа. Территория вокруг (границы отмечены) – школьная собственность. В Канаде это не пустые слова: как хозяин обязан ухаживать за своей «землёй», так и «чужой» обязан соблюдать правила. К примеру, нельзя зайти и поиграть на школьной детской площадке, или срезать дорогу через школьное поле, или ехать на велосипеде – для большей безопасности вам нужно будет идти пешком, ведя велосипед рядом.

Типичное явление для канадской школы, к сожалению – «трейлеры». Когда классы перестают вмещать учеников, часть занятий проводится в таких вот вагончиках. Благоустроенных, естественно, с канализацией и отоплением. Родители все равно не слишком довольны, а дети ничего, для них это как приключение.

trailers.jpg

trailers.jpg

Еще один типично канадский способ оптимизировать размещение учеников – это «сдвоенные» классы: например, класс 1/2 или 3/4. В таких группах учатся дети из двух классов одновременно – из старшего все подряд, из младшего – те, кто сможет «потянуть» более самостоятельное обучение. Учитель при этом дает часть времени одинаковый материал, часть – две разных программы, но главное различие – в тех работах, которые выполняют дети; к младшим требований поменьше.

Занятия в начальной школе начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 3:30. Каждое утро возле входов в школу выстраивается длинная цепочка рюкзаков: в школу учеников запускают только по звонку. Учитывая, что входов обычно 5-6, особой суматохи не возникает.

Где теснота и шум – так это в коридорах школы: тут расположены вешалки для одежды и рюкзаков, коробки для сменной обуви. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник (и иногда – любимую игрушку, младшеклассникам разрешают).

В классе, куда ни посмотри – плакаты, рисунки, наглядные пособия. Стены используются на все сто процентов.

classroom1.jpg

classroom1.jpg

Пол – пространство для игры, построения сложных конструкций (часто всем классом дети сооружают или супер-город, или чудо-монстра). В классах для «дошколят» парт вообще нет – несколько столов со стульями, и много «станций» для игры – тут и компьютер с игровыми программами, и уголок «природы» – выращивают растения, наблюдают за муравьями или улитками, и большой контейнер с песком, куда можно заливать воду и возиться вдоволь, развивая мелкую моторику.

classroom2.jpg

classroom2.jpg

В классах постарше парты появляются, но ученик сидит за ней, только когда нужно писать. Для обсуждения учитель чаще всего собирает детей в кружок – они садятся на полу со скрещенными ногами, он – в удобном кресле-качалке рядом.

1 из 3

ПредыдущаяЧему и как учат в канадской школе?