Как развлекать с пользой малыша до 3 лет: сказки, аудиосказки и мультфильмы

Вашему малышу от 1 до 3 лет? Тогда эта статья точно для вас!

Ваш малыш подрастает, его интерес и внимание развиваются вместе с ним. Теперь ребенка не так просто удержать в коляске или заставить посидеть в кроватке с погремушками: от родителей потребуется придумать что-то новенькое.

И на смену маминым обнимашкам и агуканью приходят сказочные мультики по телевизору. Как легко теперь удержать крошку перед экраном, когда маме срочно нужно приготовить обед или заняться собой! Но тут-то вас и подстерегает самая большая опасность. Разрешая ребенку бесконтрольно смотреть все мультфильмы даже по детским телеканалам, мы порой забываем, что содержание этих не всегда детских сюжетов может сильно подорвать тонкую психику зарождающейся личности.

Чем малышу грозит бесконтрольный киносеанс по телевизору и как выбрать безопасные и полезные для ребенка 1-3 лет мультфильмы, рассказывает амбассадор и специалист компании «МУЛЬТиКУБИК», создающей первого цифрового ассистента для ребенка и помощника для современных родителей CINEMOOD, детский психолог-педагог Наталья Полетаева.

Наталья Полетаева

Выбирайте простые сюжеты и цвета

До 3-летнего возраста малыш развивается через образы и впечатления. Это время, когда он только начинает постигать формы, цвета, тактильные ощущения и произносит первые слова. В этот период закладывается мощный фундамент речевого развития. Тут-то и приходят на помощь любимые сказки и мультики, где герои произносят понятную малышам речь и показывают им первые игры и опыт взаимодействия с окружающим миром.

Еще рано говорить об осмысленном понимании мотивов поведения героев, но самое время показывать, что можно делать с окружающими предметами.

Такие мультфильмы, как «Том и Джерри» и даже «Маша и Медведь», не только будут непонятны ребенку полностью, но и могут навредить грубым для его возраста содержанием. Сцены драк, погонь, резкая смена кадров, активная лексика — все это пока сложно для малыша.

Ориентируйтесь на более простые сюжеты, музыкальные мелодии, демонстрацию геометрических фигур, определение цвета и звуков природы.

Сказки для этого возраста совсем просты: «Колобок», «Три медведя», «Петушок Золотой гребешок», «Карусель».

А среди развивашек малышу подойдут образовательные серии iQюши.

Shutterstock/VOSTOCK

Слушайте классику и иностранную речь

Все эти мультфильмы сопровождаются незатейливыми мелодиями и песенками, и это не случайно. Сценаристы знают, что в возрасте до трех лет у ребенка формируется речь и все, что вы успеете заложить в это время, останется с малышом на всю жизнь.

Один из важнейших инструментов развития творческих и умственных навыков малыша данного возраста — музыка.

Старайтесь знакомить ребенка с музыкальными произведениями классического жанра, музыкой из детских кинофильмов, не забывайте про аудиосказки и чтение вслух, а особенно стихи (сказки Пушкина, Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак).

Обогащая мир впечатлений ребенка стройным рядом мелодичных звуков, вы расширяете его интеллектуальный и эмоциональный потенциал. Кроме того, можно приучить ребенка к режиму сна и пробуждения через использование любимой мелодии или сказки.

Выберите произведение и включайте его в нужный момент, тогда организм малыша будет ассоциировать эту мелодию с определенным действием, например сном.

Способность к чтению, письму и когнитивные способности — результат успешного использования музыки для развития ребенка именно в возрасте до трех лет. Так что включайте своему чаду музыкальные произведения и вместе подпевайте героям сказок, помогая малышу понять тональность и эмоциональный окрас мелодии, а также сочетайте музыку с атмосферными проекциями: звездное небо на потолке под аккомпанемент колыбельной подарит уникальные эмоции всей семье.

Способность к иностранным языкам также закладывается в это время. Давайте слушать ребенку иностранную речь как можно чаще, и вы удивитесь его лингвистическим успехам в будущем.

Shutterstock/VOSTOCK

Будьте рядом, добивайтесь участия

Ни один сеанс даже самого прославленного мультфильма с призом Каннского фестиваля не будет полезен, если малыш в первый раз смотрит его один.

Вы должны быть рядом с малышом в момент его первого мультсеанса, чтобы укрепить его эмоциональную связь с реальным миром — особенно это касается детей до трех лет.

Смена картинки на экране, которая не сопровождается эмоциональной реакцией, в будущем грозит детской психике необратимыми последствиями, такими как заторможенность и асоциальность.

Развитие ребенка до 3 лет идет только через активное действие и предметную деятельность. Так что если выбирать между мультиками и играми в кубики, ответ очевиден: кубики. Но если ваш выбор все-таки мультфильм, смотрите его вместе с ребенком, активно подражая мультяшным героям и провоцируя ребенка на проявление эмоций.

Еще одно полезное занятие — импровизированный театр теней, где малыш учится видеть смену изображений на стене, игру света и тени и взаимодействовать с ними. Можно устроить пальчиковый театр и подарить ребенку тактильные ощущения в процессе игры с реальными игрушечными персонажами — так развиваются сенсорные ощущения, которые отсутствуют во время просмотра мультфильмов.

Shutterstock/VOSTOCK

Танцуйте и двигайтесь вместе с героями

В раннем возрасте физическое, сенсорное и интеллектуальное развитие происходит одновременно. Физическая активность — это стихия трехлетки. Поощряйте любые активные игры малыша с героями мультфильмов или на собственном примере.

Смотрите мультфильм, герои которого активно двигаются? Пусть малыш повторит их движения.

Предложите крохе попрыгать, как зайчик, поскакать, как лягушка, поползать, как жучок, или помахать крылышками, как птичка!

Любые мультики с демонстрацией поведения животных и героев сказок должны проигрываться ребенком вместе с родителем. Это позволит свести на нет вредное воздействие виртуального мира на ребенка и воспитать здоровую и физически развитую личность. Ведь увиденное ребенком и неверно интерпретированное может серьезно навредить его психике и в дальнейшем стать причиной фобий, страхов и других психологических травм.

Мультики такого типа должны показывать исключительно добрые сюжеты, без драк, сцен насилия и агрессивных поступков героев. Можете смело выбирать любые из мультфильмов по сказкам Чуковского, Сутеева и по русским народным сказкам.

Shutterstock/VOSTOCK

Не забудьте выключить телевизор

Время просмотра мультфильмов должно быть всегда строго ограничено.

В мире приняты такие нормы для разных возрастов:

 дети 1-2 лет — 10 минут в день,

 дети 3-4 лет — 20 минут в день,

 дети 5-6 лет — 25-30 минут в день,

 дети 6-9 лет — не более 1 час в день.

Как бы ни было сложно соблюдать эти нормы, помните, что их превышение грозит малышу неправильным развитием психики.

В это время активно формируется восприятие действительности, и ребенок должен сначала укрепить свои связи в реальном мире, а уж потом находить его отражение в мире виртуальном. Иначе ребенок не будет различать реальность и выдуманный мир, что может привести к цифровой зависимости в подростковом возрасте и различным отклонениям во взрослой жизни (депрессия, асоциальное поведение).

Запомните: бесконтрольный просмотр любых, даже самых невинных анимационных фильмов серьезно скажется на его будущем поведении и способностях. И если в вашем доме постоянно включен телевизор и фоном идут телепрограммы и выпуски новостей, имейте в виду: это то, чем вы питаете эмоциональную сферу вашего малыша.

В моем доме телевизор включается крайне редко, а все вредные гаджеты с сенсорными экранами мы заменяем на специальные безопасные детские проекторы и реальное общение с детьми.

Фото: Shutterstock/VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Семейный гороскоп