Игры с тестом для самых маленьких
Игры с тестом для самых маленьких
Моя девятилетняя Настя всерьез увлеклась кулинарией. Она пропадает на кухне часами, то просит меня научить ее готовить суп, то вместе с папой жарит яичницу. Но больше всего ее увлекает выпечка. Мы даже покупаем специальный журнал (в нашей коллекции восемь номеров) и раз в неделю обязательно готовим что-то вкусненькое. Двухгодовалая Тая, конечно, не отстает – она приходит к нам на кухню и тоже требует, чтобы и ей дали кулинарное задание.
Настя злится, что Тая мешает, Тая плачет, что Настя ей не дает принимать участие в процессе. Что тут делать? Придумать для Таи свой собственный кулинарный мастер-класс! Тесто – отличный развивающий материал. Из него, как и из пластилина, можно лепить все, что угодно. Да и современные психологи, и педиатры говорят, что малышам очень полезны игры с тестом. Так за чем же дело стало? Я сделала для Таи разноцветный развивающий материал и теперь, когда мы что-то готовим с Настей, Тая сидит рядом и лепит из своего личного теста фигурки. Время от времени я меняю задание, чтобы девочке не было скучно.
Итак, сначала о том, как это самое тесто приготовить. Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли и 1 стакан воды. Полученную массу нужно хорошо вымешать, разделить на несколько кусочков. В один можно добавить морковный сок, в другой свекольный, в третий клубничный, тогда все кусочки получатся разноцветными. Тесто нужно упаковать в полиэтиленовый пакет и поставить в холодильник на 2 часа. Потом вытащить и размять. Все, материал готов к использованию!
Пирожки с секретиком
Чтобы подготовить площадку для творчества, нужно раскатать тесто (что я и делаю, Тае самой такое задание, конечно, не по силам). Раскатанное тесто разрезаю на квадратики (примерно 5 на 5 см).
На столе перед девочкой высыпаю маленькие игрушки (крупные пуговицы, фигурки из киндер-сюрпризов) и показываю, как можно завернуть игрушку в тесто, чтобы получился пирожок.
Сначала леплю пирожки сама, а Тая отгадывает, где и какая игрушка прячется. Потом она прячет игрушки в тесте, а мы с Настей отгадываем. Причем для этого нам не нужно отвлекаться от основного процесса – мы можем взбивать яйца или размешивать муку. С девочкой достаточно разговаривать, во время удивляться и недоумевать (куда же спрятался бегеомтик или где же находится большая пуговица).
Загадочные следы
Перед этой игрой опять нужно раскатать пласт теста. Теперь все те фигурки, что участвовали в первой игре, "ходят" по тесту и оставляют следы.
Очень интересно посмотреть какой след оставляет бегемотик или ежик (вот след от лапок, а вот от колючек – эти следы разные). Интересные следы оставляют детали от конструктора Лего.
Я незаметно ставлю на одном и на другом краешке теста следы фигурок, а дочка должна угадать, чьи это следы. А если оставить цепочку следов, то можно придумать целую историю:
- Чьи это следы? Правильно, ежика. Вот от топ-топ-топ куда-то идет. И вдруг, раз, натыкается на другие следы. Чьи это? Жирафа? Нет. Собачки? Нет. Бегемотика? Правильно! Значит, ежик встретился с бегемотиком. Видишь, дальше следы идут вместе, значит ежик и бегемотик пошли вместе гулять…
И так далее. Опять же, от взрослого только требуется говорить за персонажей, и можно спокойно заниматься своим делом. Таким образом, мы с Настей, рассказывая очередную историю Тае, успели замешать тесто и поставить его в духовку. А Тая никак не помешала процессу, и Настя осталась очень довольна.
Мозаика
Горошины, макаронины, крупа… - все это элементы нашей мозаики.
Я снова раскатываю тесто – это будет наш холст. Иногда рисую на нем трафарет – облака, домик, собачку, а иногда ничего не рисую. Мы с Таей выкладываем мозаику. Из макаронины можно сделать трубу для домика, из риса - облачко, из горошин выложить цветочек. Для маленьких пальчиков это непростое задание, зато очень полезное.
По очереди
Горошины и крупинки понадобятся нам и для следующей игры.
Я раскатываю колбаску из теста и показываю Тае, что нужно по очереди выкладывать сначала горошину, затем макаронину, затем фасолину…Главный принцип, чтобы предметы чередовались. Сначала я это делаю сама, потом прошу девочку подать мне то горошину, то фасолину. Идем дальше – я уже не подсказываю ей, а спрашиваю, какой предмет мы должны положить дальше. Ну и в конце девочка уже без моей помощи выкладывает дорожку.
Колесики
Настя проявила неслыханную щедрость, подарила нам колесики от машинок из старого конструктора.
Из теста я скатываю дорожку – сплющенную колбаску. По ним надо прокатить колесики. Катим колесики пальчиками от самого начала дорожки до конца.
Дорожка может быть извилистой, тогда колесико катить сложнее. Но это отличная зарядка для пальчиков, поэтому я стараюсь время от времени повторять эту игру.
Веревочки
А какие причудливые и необычные узоры можно делать на тесте из обычной веревочки! Для этого пласт теста нужно раскатать, чуть присыпать мукой и положить на него бельевую веревку. Потом немного вдавить веревку в тесто, потянуть за хвостик и снять. Отпечатки получаются потрясающие! В них можно разглядеть и слона, и домик, и даже профиль любимого дедушки.
А еще по веревочным дорожкам-отпечаткам можно бегать двумя пальчиками или бежать пальчиками одной ручки и пальчиками другой навстречу друг другу.
Конструктор
Тесто – отличный строительный материал. Я леплю много разных геометрических фигур, из которых мы потом складываем фигуры. К этой игре с удовольствием подключается даже взрослая Настя, ведь у нас получается настоящий Лего-тесто-конструктор! Если Настя строит башни и дворцы, то мы с Таей делаем солнышки (колобок расплющиваем, кладем на стол и к нему прикрепляем колбаски-лучики), цветочки (к круглой серединке прикрепляем лепесточки), колодцы (составляем их из колбасок).
Трафарет
Если в песочнице мы делаем куличики с помощью формочек, то из теста вырезаем "куличики" по трафарету. Им может быть что угодно: ложка, стакан, кольцо. Мы экспериментируем, изучаем отпечатки и развиваем фантазию – представляем, на что похожи наши трафареты (отпечаток ложки похож на яйцо, отпечаток двух колечек – на бабушкины очки). Тесто удобно еще и тем, что его можно раскрасить, подсушить в микроволновке и оставить на память особенно полюбившиеся фигурки.