Фильм "Земля медведей": медведь как хозяин Камчатки
Фильм "Земля медведей": медведь как хозяин Камчатки
Французские кинематографисты отправились со стереокамерами в уголок Земли, где царем природы стал не человек, а медведь. У меня уже был случай рассказать о замечательной фотокниге, посвященной медведям Камчатки. В ней этот отдаленный уголок России предстает просто каким-то затерянным миром, где ничего не слышали не только о Москве, но и, кажется, о самом виде "человек разумный". А верхней точкой пищевой пирамиды и вершиной эволюции является бурый медведь. Поголовье которого колеблется там, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч — десятая часть всего медвежьего "контингента" России. Неудивительно, что едва заслышав о фильме "Земля Медведей", да еще и в 3D, я немедленно на него отправился, прихватив с собой двух почти семилетних девочек — дочку и ее лучшую подружку.
Первое и самое сильное впечатление – попасть на фильм нам удалось только со второй попытки. На второй день показа, 6-го января, все билеты оказались проданы. Давно ли вам приходилось сталкиваться с аншлагом на документальный фильм, где в кадре вообще нет ни одного человека?! Когда же мы всё-таки попали в зал, то убедились: нехватка людей в кадре с лихвою искупается обилием медведей. Французская съемочная группа во главе с режиссером-продюсером Гийомом Венсаном (чей предыдущий фильм, к слову сказать, называется "Дети ГУЛАГа") творит высокотехнологичные чудеса — снимая мишек на земле, на воде, под водой и даже под землей, в берлоге.
Последнее особенно озадачивает. Как оператору Лионелю Кергистелю удалось заснять мирно посапывающую медведицу и ползающего по ней медвежонка? Нет ли здесь постановки, то есть съемок где-нибудь в зоопарке? Но поскольку мы сами за руку его не хватали – положимся на слово (и на то, что в мире фотографов-натуралистов подлинность съемок строжайшим образом проверяется — и попытка фальсификации навсегда отлучает от профессии). Тем более, что остальные сцены снять в павильонах невозможно да и не нужно: медведи так увлечены своими делами, особенно ловлей лосося, взбирающегося вверх по реке на нерест, что не обращают на людей никакого внимания. Им и так есть на чем сосредоточиться. Медведице с двумя медвежатами – на необходимости прокормить своих беззаботных малышей (которые остаются при ней три года) и отогнать от своего "рыбного места" других претендентов; одинокому медведю-подростку – на том, чтобы не повторить своих прошлогодних ошибок, из-за которых он едва не отправился на тот свет, а ещё, как всем подросткам, – на том, чтобы научиться выполнять заложенную в него программу размножения. И лишь матерому огромному медведю беспокоиться особо не о чем, его и так все боятся, и он может пожить в свое удовольствие (уверяют нас французы, большие знатоки этого самого l'art de vivre).
Фильм как раз и прослеживает летний жизненный цикл этих трех "персонажей", – от конца одной зимовки до начала следующей. Малыши играют. Мама хлопочет. Подросток, из-за голода вылезший из берлоги раньше всех, почесывается и жует первую травку. Здоровый медведь нежится на солнышке и плещется в речке. Всё это до смешного похоже на людей. И хотя создатели стараются быть деликатными (в частности, не говорят прямым текстом, чтó происходит с особями, которым не удается набрать достаточно жира за короткое камчатское лето) — без натурализма и жестокости в документальном фильме о крупнейшем хищнике обойтись невозможно. В частности, медведи много и со вкусом едят рыбку — ловко сдирая шкуру с вовсю бьющихся тушек. Так что вегетарианцам и буддистам это кино лучше не смотреть! Кроме того, довольно крупно и подробно показано, как медведь-подросток "стал настоящим медведем" – так галантные французы назвали первую случку. Я, признаться, несколько напрягся – но мои юные спутницы, просто не поняли, что происходит. Для них это была просто одна из сцен на реке — и они, конечно, правы.
Так что жизнь медведей, раскрыта во всей своей полноте. А как насчет 3D? Здесь дело обстоит похуже. Отдавая должное техническому совершенству съемок, все-таки стоит заметить, что поляризующие очки сами по себе затемняют изображение. И если в 3D-анимации этот нежелательный эффект легко скорректировать с помощью ярких компьютерных цветов и искусственно высвеченных горизонтов, то в документальной съемке, да и еще и проводимой не под палящим тропическим солнцем, картинка оказывается отчетливо затемненной. Право, я предпочел бы любоваться дикими красотами Камчатки, в частности, долиной гейзеров, без псевдоглубины изображения, но зато с натуральными цветами. И моя дочка, примерно с середины фильма снявшая неудобные очки, была явно того же мнения.
Что же касается Владимира Познера, читавшего закадровый текст вместо французской актрисы Марийон Котийяр — тут можно заметить, что писался он всё-таки для женщины. А сам Владимир Владимирович, похоже, и не пытался его как-то подправить "под себя" — просто пришел и профессионально прочитал. Что ж, спасибо ему и за это.
Какой вывод можно сделать? Конечно, для документального кино этот фильм просто невероятен. Но это всё-таки документальное кино. Звери в нем хоть и ходят порой на задних лапах, но не не влюбляются, хлопая ресницами, не танцуют брейк-денс и не перебрасываются шуточками на актуальные темы. Так что если рассматривать его как детское — ребенка стоит на него сводить, только если он проявляет отчетливый интерес к зоологии. Иначе камчатские медведи заметно проиграет в его глазах, например, свежим "Прогулкам с динозаврами".
Кадры предоставлены компанией "Люксор".