30 сентября 2014 в 12:00

Детские площадки: чего не хватает?

Малыши, которые уже научились ходить, выходят с родителями во двор. Куда же они идут? На детскую площадку! Там начинаются первые совместные игры, там дети учатся делиться, дружить, договариваться. Одни площадки кажутся более удачными, другие – менее. Одни площадки больше нравятся малышам, другие – школьникам. Попробуем разобраться, в чём же различия между ними, и как выбрать хорошую площадку.

Где мы играем

В первую очередь, нам важно понять, зачем вообще нужны детские площадки, и во что там дети могут играть. Начнём с того, что детские площадки актуальнее всего именно городским детям, у которых достаточно мало интересных мест для игр. На даче или в деревне детям вполне хватает обычно кучи песка и подвешенных качелей, а в качестве лазилок годятся пни, деревья и разнообразный рельеф.

На детской площадке дети любят играть с песком, испытывать разные ощущения – качаться, кружиться, скатываться с горок, карабкаться ввысь и тренировать свою ловкость на всевозможных лазилках и турниках. Детям важно учиться соблюдать равновесие, лазить по разным ступенькам, переходить по качающимся мостикам и по узким брёвнам, осваивать первые скалодромы и верёвочные лестницы, прятаться в домики и пролезать сквозь тоннели.

Кроме того, детская площадка – это место для первых социальных контактов малыша, место для общих ролевых и подвижных игр. В песочнице можно строить общий город или готовить обед для кукол, прокладывать дороги для машин и строить мосты. Хорошо, если на площадке есть возможность для игры в прятки и в догонялки.

Самые удачные детские площадки, которые я видела, разделены на отдельные игровые зоны – для самых маленьких песочница и низенькая горка, рядом 2-3 невысоких качелей, а отдельно – более высокие горки, турники, лазилки и мостики для детей 4-7 лет. В самых удачных местах есть ещё отдельные места с высокими турниками, брусьями и рукоходами для подростков. Если для самых старших есть своё удобное и интересное место, то они не «разносят» малышовые площадки и ничего не крушат!

Многие дети лет с пяти обожают всевозможные рукоходы и трассы, по которым можно лазить, не касаясь ногами земли. Бывают так называемые monkey parks , с кольцами, подвесными лестницами и разнообразными турниками. Не меньший восторг вызывают у детей высокие паутины из верёвок.

В Германии я на многих площадках видела подвесную канатную дорогу – два столба на расстоянии 30-40 метров друг от друга, и по тросу между ними едет на ролике тарзанка, на которую можно забраться с холмика или ступенек.

Многие дети любят игры с водой, и очень радуются, если на площадке есть пруд или фонтан. Если набрать воду в ведёрко, то можно отнести её в песочницу, и сделать тесто или бетон, построить дворец из мокрого песка, или просто посмотреть, как вода просочится в толщу песка. К сожалению, совсем не все мамы готовы разрешить детям эти полезные и интересные игры с водой и мокрым песком.

В Ганновере в одном из парков мы видели не только интереснейшие детские площадки, но и ручей с водопадами и плотинами, где вовсю играли дети всех возрастов. Там же в парке под открытым небом было множество всевозможных экспериментов, которые мог проделать любой желающий. Там были стенды с оптическими фокусами и иллюзиями, кривые зеркала, каменный и деревянный ксилофоны, маятники и много других интересных штук. Была там, например, дорожка, сделанная из разных материалов – сперва из песка, потом из морских обкатанных гладких камушков, потом из половинок брёвен, потом из древесной коры, потом из плиток разной формы. Были там и лабиринты из невысоких кустов, и просто уютные беседки, спрятанные в зарослях.

Детям очень важно играть в домики и прятаться. На детской площадке в Аптекарском огороде было два огромных дуплистых пня, через которые могли пролезть пятилетние дети. Этот деревянный домик редко пустовал!

Хорошо, когда на площадке есть небольшие уютные уголки, где можно спрятаться, устроить свой домик, посидеть одному. В готовых домиках дети играют менее охотно, чем в разных естественных укрытиях – под густым кустом или за толстым пнём.

В Германии многие площадки построены таким образом, чтобы даже дети, имеющие ограничения подвижности, и сидящие в колясках, могли найти что-то для себя интересное. У нас пока таких площадок практически нет.

В России многие площадки построены без учёта окружающей обстановки – слишком близко к оживлённой и шумной улице, или на проходе, или без заборов со стороны дороги, или без единой скамейки и урны. Другая беда наших площадок – отсутствие территориального деления снарядов на площадке по возрастам. Если песочница стоит посредине, а старшие дети, играющие в догонялки или салки-ножки-на-весу, носятся вокруг, то мамам с малышами будет неспокойно и неуютно на такой площадке.

Грязь и мусор – одна из самых главных бед российских детских площадок. К сожалению, наши песочницы часто бывают засыпаны крышками от пивных бутылок, окурками, битым стеклом, фантиками и прочим мусором. Можно, конечно, обвинять во всём подростков, которые пришли и всё замусорили, но и мамы сами порой курят и бросают окурки рядом с песочницей.

Русская площадка, материалы из сообщества detskiy_dvor

Важный параметр, который надо учитывать при выборе детской площадки – безопасность . Понятно, что дети на площадке бегают, карабкаются, и подвергаются разным опасностям, но есть некоторые опасности, которых можно было бы избежать. Хорошо, если площадка покрыта не асфальтом, а мягким покрытием или кусками коры – тогда бегающим детям не так больно падать.

Очень важно, чтобы площадка была отгорожена заборчиком от проезжей части, чтобы дети не могли, заигравшись, выскочить под машину. В идеале качели и карусели, как потенциально более травматичные снаряды, были отгорожены невысоким заборчиком или скамейкой. Малыши, увы, часто выбегают наперерез качелям, поскольку ещё не умеют оценить степень их опасности и угадать их траекторию.

Площадка – отличное место для развития самостоятельности ребёнка и его уверенности в себе. Ещё вчера он не умел залезать на ступеньки, а теперь понял – и залезает сам. Ещё вчера боялся скатываться с горки, а теперь – катается с хохотом, и бежит на горку вновь. Важно с самого начала для себя и ребёнка определить границы допустимого и безопасного, сформулировать правила поведения на площадке.

  • Если ты принёс в песочницу много игрушек, то ты можешь ими поменяться. Другой малыш не заберёт твои игрушки домой. Он поиграет – и отдаст.

  • Копать в песочнице можно, а сыпать песок вверх – нельзя. Если хочешь сыпать песок вверх – отойди туда, где этот песок никому не помешает, и не попадёт никому в глаза.

  • Построил свой куличик – не ломай чужие. Хочешь ломать – ломай свои.

  • Если качелей мало, то кататься надо по очереди, уступая друг другу.

  • На лесенках и на горках нельзя толкаться, надо лазить аккуратно, и стараться не мешать друг другу, не наступать на руки тому, кто лезет ниже тебя.

  • Если качели заняты, не толкайся, а скажи словами: «Я тоже хочу покачаться!»

  • Бегать можно – если ты при этом умеешь выбирать дорогу, и ни на кого не налетишь.

  • Если ты хочешь куда-то залезть, подумай, как ты оттуда будешь слезать. Выбирай такие места, где сможешь пролезть сам. А если тебе нужна поддержка – предупреди об этом заранее.

Площадка для самых маленьких:

Низкая горка со входом на площадку, соседнюю с горкой с двух или трёх сторон, с разными типами ступенек.

Песочница необычной формы, на углах песочницы скамеечки, но не на всю ширину, чтобы в песочницу было удобно входить. В стенках песочницы часть стенок повыше и с окошками разной формы, может быть, с тоннелем, горками и гаражами для машинок.

Отдельные деревянные арки и горки, мосты и дорожные знаки.

Качели-трусы или качели со спинкой.

Низкая трапеция или кольца.

Качели-гнездо из верёвок в круглом обруче.

Карусели.

Тоннель на маленькой высоте, с выходом на площадку.

Вкопанные пеньки, шины или 2-3 низких бревна, чтобы учиться балансировать.

Для игры в прятки и для ролевых игр заборчики-уголки, не выше 1 м, с низкими скамеечками внутри, небольшими окошками и полочками. Можно сделать заборы буквой Г или буквой Т, это куда лучше, чем домик!

Можно сделать один уголок для игры в кухню, другой – для игры в магазин или поезд.

Площадка для средних (4-8 лет)

Горки спиральные, скалодром, сетка с окошками, сетка верёвочная вертикальная, рукоход-солнышко, соединяющий две высокие площадки.

Качающиеся мостики.

Укромный уголок под горкой.

Кольца, трапеции, турники на разной высоте.

Высокий рукоход, брусья, турники, кольца.

Дорожка, разная на ощупь – не только из асфальта, но и из гравия, песка, из спилов, полукруглых бревен, плитки.

Заборы вдоль дорожек разной фактуры, которые можно трогать. Из одних и тех же деревянных реек можно сделать совершенно разные на ощупь и на звук заборчики, если располагать планки вертикально, горизонтально, наискосок. Можно сделать кусочек забора из пеньковых верёвок, типа занавески, кусочек ребристый, как жалюзи, кусочек из горбыля, кусочек из фанеры с окошками разной формы. Можно взять синтетическую верёвку с узлами, можно сделать кусочек забора из пустых металлических трубок. Если вести рукой по такому забору, он будет звучать. На одном из заборов можно подвесить трубочки разной длины – как колокольчики. Насквозь через забор поставить 2 или 3 дощечки-горки, по которым можно запускать мячики или машинки. На асфальте можно нарисовать классики, лабиринт, домики для игр. Было бы здорово поставить в 3-4 местах автомобильные зеркала типа тех, что ставят у крутых поворотов дороги – чтобы за угол смотреть.

А какие у вас любимые площадки? И какие у вас правила поведения на площадке?

Семейный гороскоп