Детские кружки: необходимость или дань моде?
Детские кружки: необходимость или дань моде?
© Depositphotos
Многочисленные детские развивающие центры пестрят объявлениями о группах, в которых вашего ребенка научат читать-считать-петь-рисовать-танцевать. Это пока он малыш. А когда подрастет, предлагаемая программа развития станет гораздо масштабнее: театральная группа, модные танцы, право- или левополушарное рисование… Если продолжать перечень, читать его придется очень долго.
Отсюда вопрос: действительно ли так много надо современным малышам и школьникам для того, чтобы стать достойными членами общества? Или многочисленные развивающие центры – просто способ перекладывания денег из родительских кошельков в свои личные? Ведь подчас мальчики и девочки живут по строгому тайм-менеджменту, требующему от них успевать на все занятия. И все только потому, что родители хотели бы развить в своих детях те способности, которых нет в них самих, или же просто свято верят, что миллион секций на неделе – путь в успешную жизнь.
Сегодня мало родителей, которые не водят своего ребенка хоть куда-то. На вопрос «зачем?» они часто не могут дать вразумительный ответ. Дело ограничивается либо традиционным «для всестороннего развития», либо «сейчас все водят, без этого нельзя». Когда же спрашиваешь, к чему ребенку такое количество кружков, чаще всего слышишь в ответ: «Ему нравится». Серьезно? Может, ребенок просто боится родительского осуждения?
Эту проблему Рамблер/Семья решила обсудить с непосредственными участниками процесса: родителями и теми, кто предлагает услуги по детскому развитию.
Родители-перфекционисты
Есть мамы, которые очень любят подчеркивать достижения своих детей: «А вот мы уже умеем…. А мы ходим на танцы. Потом у нас театральный кружок. А еще два раза в неделю английский язык. По выходным – спорт».
Ребенок, у которого родители-перфекционисты воруют детство, отдыхает лишь во время переездов с одного развивающего занятия на другое. Как раз про таких пап и мам говорит наш эксперт Жанна Рыжова , основатель сети частных детских садов «Интересный Детский сад»:
«Когда родители всячески поддерживают интересы ребенка и создают для его развития благоприятные условия – это всегда большой плюс. Однако во всем нужно знать меру. Здесь важно не перегрузить ребенка и не нанести вред его психофизическому здоровью. А это уже зависит от целей, которые преследует родитель, – занять ребенка в рабочее время и откупиться от него на максимально длительный срок, или же создать благоприятные условия для развития. В первом случае как раз наблюдаются уставшие дети с 25 кружками, во втором – способные малыши, получающие удовольствие от занятий. Детские кружки – это правильное всестороннее развитие ребенка, которое должно быть очень умеренным».
Поддерживает эту точку зрения и международный гроссмейстер по шахматам, директор шахматной школы «Лабиринты шахмат» Яна Мельникова :
_«Во всем важна «золотая середина». Ребенка нельзя лишать детства. Малыш, с пеленок переходящий с одного кружка на другой по расписанию, порой похож на маленького и уставшего взрослого. Однако кружки и секции важны. Школа дают лишь базу, некий костяк, который необходим каждому грамотному человеку. Конечно, его может быть достаточно – дети вырастают, получают образование, строят карьеру.
Кружки же развивают таланты и индивидуальность, помогают ребенку вырасти личностью. Если выбор падает на спорт – можно с уверенностью сказать, что это поможет детям закалить характер, научиться стремиться к цели и преодолевать сложности. Если ребенку больше по душе творчество – он раскроет для себя новые грани и направления, в которых будет стремиться к совершенству. Дети, свободное время которых не занято, не учатся его ценить и планировать. На мой взгляд, оптимальным решением является выбор. Нужно предложить и показать ребенку разные направления развития – и он вам затем расскажет, что ему больше по душе»._
Между тем Анна Кирсанова , руководитель отдела маркетинга МФИ Софт, уверена:
_«Вечно занятые дети – это проекция жизни вечно занятых родителей. Когда хочется всего: и карьеру хорошую, и на тусовки сходить, и в отпуск съездить, – на детей остается очень мало времени. Поскольку основное внимание сосредоточено на деньгах и успехе, это передается и ребенку. Вместо внимания и времени родители вкладывают в ребенка деньги. Это такая игра – «найти специалиста». По массажу, коррекции, развитию – чему угодно. Занятые родители деньгами компенсируют свой родительский инстинкт. И хорошо еще, если это что-то полезное и интересное для ребенка, а бывает сборная солянка из курсов футбола, вальса, ораторского мастерства и левополушарного рисования. Очень важно найти баланс – помогать ребенку развивать его увлечения, мотивировать его, если он что-то полезное и интересное хочет бросить из-за лени, но не навязывать ему свои нереализованные идеалы.
Как-то я разговаривала с мальчиком, который в свои 4 года выиграл турнир по мотокроссу. Малыш с огромным байком был абсолютно равнодушен. Спрашиваю: рад, что победил? Жмет плечами, ему все равно. Зато папа, который его и отправил заниматься мотоспортом, – просто счастлив»._
Павел Никифоров , директор коммуникативного агентства «Логика PR» рассуждает о том, что нынешние родители, предлагающие свои детям разнообразные развивающие занятия, росли в то время, когда их выбор был довольно скудным. Реализовать свои способности можно было лишь в школьных кружках, музыкальной школе (по собственному желанию туда практически никто не шел) и спортивных секциях:
«Родители пытаются дать детям то, чего не было у них, – возможность лучшего старта. А уж «развивалки», ощущая эту потребность, активно работают над разнообразным предложением».
И многие родители идут у них на поводу. Если ребенок застенчивый, стараются растормошить и записывают в театральную студию. Если с избыточным весом – в спортивную секцию. Но иногда эти благие намерения приводят к обратному результату: тихони испытывают дискомфорт, «пышные» дети со слезами идут на очередную тренировку.
Сколько должен отдыхать ребенок?
В любом случае имеет смысл оставить ребенку время на отдых, не «забивайте» детский график бесконечными занятиями. На этом настаивает генеральный директор Учи.ру Иван Коломоец :
_«Ежедневно у ребенка должно быть 3–4 часа свободного времени для занятий тем, что ему действительно интересно. Это нужно для формирования и выбора собственных, а не навязанных интересов и увлечений, и гармоничного развития личности». _ Прежде, чем выбрать развивающее занятие для своего ребенка, убедитесь, что оно будет ему интересно и актуально по возрасту. Забавно видеть «развивашки» для годовалых малышей, где мамы лепят поделки, а крохи наблюдают за этим процессом.
Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка. Если он не хочет заниматься, к примеру, большим теннисом, – не настаивайте. Вместе выберите тот вид спорта, который понравится сыну или дочери. Выясните причину, по которой ваш ребенок отказывается ходить на занятия. Если это из-за непривычки («привязанному» к маме малышу порой непросто даже на 45 минут остаться без нее), но предмет изучения нравится – вместе с преподавателем помогите крохе привыкнуть.
Кружки: маркетинговый ход?
Мы в итоге выявили ряд причин, по которым родители ненасытно водят детей в кружки:
- Повышенная занятость самих родителей, которым куда-то надо деть ребенка.
- Искренняя вера в то, что ребенок с дополнительными знаниями лучше устроится в жизни.
- Собственные нереализованные мечты и желание через ребенка наверстать упущенное.
- Дань моде и зависимость от мнения окружающих, которые в один голос твердят, что без секций – никуда.
Во всех этих случаях имеет говорить о перфекционизме современных родителей. И вряд ли это какой-то вселенский заговор со стороны работников кружкой – они появляются, потому что у общества есть в них потребность: стандартные рыночные отношения.
Марго Бор, совладелец ЦО:
_«Дополнительные занятия для детей существовали всегда, но если раньше это были Дома творчества юных (дома пионеров и школьников), то теперь они, продолжая существовать, но в меньшем количестве, просто не справляются с потоком детей.
По мнению психологов, не стоит перегружать ребенка, но и не следить за его досугом тоже нельзя. Посещение реальных секций и кружков помогает детям социально адаптироваться, так как многие из них к 13 годам становятся зависимыми от виртуальной реальности и киберпространства. Надо очень внимательно относиться среде, формирующей личность ребенка: любой спорт формирует характер, творческие секции развивают воображение и креативные способности, экономические кружки помогают детям ориентироваться в современном мире.
…Про отличную маркетинговую кампанию могу сказать лишь одно, если бы она была отличной, то мы бы не собирали каждый квартал семинар о том, как открывать и продвигать частотные образовательные учреждения. Владельцы подобного бизнеса чаще всего приходят туда либо из классического образования, либо из другого бизнеса, сначала они слабо ориентируются в тенденциях рынка и не понимают, как достучаться до своей целевой аудитории. О каком-то заговоре маркетологов заведений дополнительного образования говорить рано, как минимум»._
Какие преимущества у развивающих кружков, если ребенок будет с охотой в них заниматься? У него появятся:
- привычка учиться;
- умение анализировать и запоминать новую информацию;
- стимул узнавать новое.
При этом очень важно, чтобы преподаватель «горел» своим делом. Об этом говорит и Катерина Смирнова, корреспондент:
«Моя задача – окружить детей харизматичными педагогами. К сожалению, по моему опыту, в школах и бесплатных муниципальных кружках они встречаются гораздо реже. Поэтому я платила кучу денег за детский «обслужанс».
…Уважаемые родители! Не спешите загружать своего ребенка многочисленными развивающими занятиями. Много – не всегда хорошо. Важно, чтобы дополнительная интеллектуальная или физическая нагрузка приносила пользу. Выберите направления, которые помогут ему в будущем, к примеру, иностранный язык или общую физическую подготовку, и пробудите к ним интерес. Стимулируйте собственным примером!
А если у вашего ребенка уже сейчас очень насыщенный график, поговорите с ним по душам – так ли это ему нравится. Может быть, пользы для развития будет больше, если исключить какой-то кружок, а освободившее время провести вместе? Например, почитать, порисовать, погулять… Не делегируйте обучение ваших детей исключительно другим людям, пусть даже профессионалам. Вкладывайте в детей свою душу, энергию и знания! Будьте уверены – это принесет положительный результат.