Детские иллюстрации: "Алиса в стране чудес", "Волшебник страны Оз" и "Маленький принц"
Детские иллюстрации: "Алиса в стране чудес", "Волшебник страны Оз" и "Маленький принц"
Сегодня мы отправляемся в путешествие по иллюстрациям к трем сказкам. Наш путь начинается солнечным июльским днем на берегу Темзы. На календаре 1862 год. Преподаватель математики в Оксфорде Чарльз Лютвидж Доджсон (настоящее имя Льюиса Кэрролла) отправляется на лодочную прогулку вместе со своим другом Робинсоном Даквортом и тремя дочерьми вице-канцлера Оксфордского университета: тринадцатилетней Лориной Шарлоттой Лиддел, десятилетней Алисой Плезенс Лиддел и восьмилетней Эдит Мэри Лиддел.
«Алиса в Стране чудес»
В этот день, как впоследствии вспоминал Доджсон, под тихий плеск речной воды и при помощи двух помощниц: феи фантазии и любви к детям, родилась одна из самых знаменитых в истории литературы сказок – «Приключения Алисы в Стране чудес». Правда сначала она называлась по-другому. Рукопись, которую профессор Доджсон подарил юной Алисе Лиддел 26 ноября 1864года называлась «Приключения Алисы под землей – Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне» («Alice's Adventures Underground. A Christmas gift to a Dear Child in a Memory of a Summer Day»). В следующем году эта сказка была впервые опубликована. Произведение, написанное математиком в подарок десятилетней девочке, стало не только одним из самых влиятельных в истории литературы, но и одним из самых иллюстрируемых.
Первое издание «Алисы в Стране чудес» вышло с иллюстрациями художника сатирического журнала Punch Джона Тенниела. Его версия «Алисы» создавалась в тесном сотрудничестве с автором сказки, который сам набросал первые эскизы. Некоторые наброски Кэрролла Тенниел лишь немного доработал и улучшил, другие радикально переделал. В первую очередь, он превратил темноволосую Алису с рисунков автора в блондинку. Пожалуй, это самое кардинальное изменение, которое претерпели рисунки Кэррола. Книга с иллюстарциями Тенниела очень быстро стала одной из самых популярных в Европе. Причем критики хвалили «Алису» не только за содержание, но и за прекрасные иллюстрации. «Алису в Зазеркалье» также иллюстрировал Джон Тенниел. А вот дальнейшее сотрудничество Кэрролла и Тенниела не сложилось. Художник писал, что автор просто невыносим и контролирует каждый его шаг. Действительно многие замечали, что Кэрролл использует Тенниела, как некий профессиональный инструмент для передачи собственных идей. Как бы там ни было плодом их совместной работы стали две гениальные детские книги. За что мы им и благодарны.
За свои 150 лет, с легкой руки художников и иллюстраторов, Алиса перевоплощалась десятки, если не сотни раз. Второе место по числу переизданий занимает вышедшая в 1907 году версия «Алисы в Стране чудес» с рисунками Артура Рэкема. Этот английский художник сильно изменил тенниеловскую «Алису», отдавая предпочтение стилю модерн, с обилием мелких деталей, волнистых линий, пастельных оттенков и любовью к всевозможным «ужастикам».
В 1966 году «Алису» проиллюстрировала Туве Янссон. Ее рисунки к сказке Кэрролла теплые, добрые и в чем-то наивные. Янссон создала свою неповторимую реальность для Алисы. В каком-то смысле она переселила ее в Муми-дален. Так что кажется, что рядом с Кроликом или Улиткой, вот-вот появится мордочка Муми-тролля или шляпа Снусмумрика.
Именитые живописцы также не брезговали иллюстрациями известных сказок. В 1969 году в Нью-Йорке была издана «Алиса в Стране чудес» с рисунками Сальвадора Дали. Впрочем, критики не относят «Алису» Дали к числу его удачных работ, называя ее набором фирменных штампов художника.
В 21-ом веке «Алиса в Стране чудес» продолжает путь перевоплощений. Эксперименты с образом Алисы заходят порой так далеко, что становятся некими самостоятельными произведениями, мало подходящими для иллюстрации детской книжки. Но есть современные варианты «Алисы», в которых добрый мир детства остается нетронутым и безмятежным. К таким работам можно отнести рисунки Ким Мин Джи. Этот южнокорейский иллюстратор – человек загадка. Иностранцам о нем не известно ничего, кроме имени и собственно рисунков. Нет даже единого мнения о том художник это или художница. «Расследование» на месте событий, то есть в Сеуле, где и живет Ким Мин Джи, дало не слишком много. Однако удалось выяснить, что это все-таки девушка – художница, которая создает свои замечательные иллюстрации в основном для детских книг, открыток и ежедневников.
Вообще почти всех корейских иллюстраторов отличает некоторая таинственность. Личной информации почти никогда нет не только на их официальных сайтах и блогах, но и в корейских статьях о них. Вероятно, это дань уважения к таланту. В конце концов красноречивее всего о художнике говорят его работы. И нам должно быть вполне достаточно просто иметь возможность насладиться волшебным миром иллюстраций Ким Мин Джи.
Оригинальные и трогательные иллюстрации к «Алисе в Стране чудес» создала французская художница Ребекка Дотремер (2010год). Ее Страна чудес завораживает удивительными деталями.