Опубликовано 12 ноября 2016, 11:00

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать

Детский психолог, консультант и арт-терапевт Людмила Дженгурова поделилась с «Летидором» своими мыслями на тему зависимости современных детей от высокотехнологичных устройств.
Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать

Неотъемлемая часть нашей жизни

Телевизоры, компьютер, ноутбуки, планшеты, смартфоны – этот продвинутый набор технического прогресса последних десятилетий прочно вошёл в жизнь современной семьи, а значит, и в жизнь детей. Техническому прогрессу противостоять невозможно, да и глупо. Каждая семья устанавливает свои отношения, свои границы, свою дистанцию с телевизором и гаджетами. У этой техники есть свои плюсы и минусы.

Польза ТВ

Просмотр телевизора — это одна из форм семейного досуга. Интересная и познавательная передача или фильм, которые потом можно обсудить, выражая свои чувства и эмоции, помогают членам семьи лучше узнавать и понимать друг друга. Дети учатся воспринимать информацию осмысленно и формулировать свои мысли, вести беседу или дискуссию, высказывать собственную точку зрения и аргументировать её. В рамках семейного круга возникает более тесная эмоциональная связь, общность интересов и ценность семьи как таковой.

Кроме того, телевидение может быть источником дополнительного образования, получения разного рода знаний, опыта, расширения кругозора - в сетке вещания ТВ можно найти достаточное количество познавательных, прикладных программ. А также телевидение легко удовлетворяет культурные и духовные потребности всех членов семьи.

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать

Польза гаджетов

Детвора любит пользоваться гаджетами, потому что это легко, увлекательно и занимательно. Малышам сразу же виден результат их действий — одним движением указательного пальца они могут поменять картинку на экране и почувствовать себя волшебником или властелином этой взрослой игрушки.

Ребёнок учится пользоваться техникой, быстро её осваивает и легко манипулирует ею, тем самым развивая свою компетенцию и уровень технических знаний.

Детей распирает, что они в чём-то превосходят взрослого, и это придаёт им чувство значимости и важности. Они охотно демонстрируют свою компетентность, помогая близким и друзьям. Тем самым дети улучшают взаимоотношения с окружающими и поднимают свой авторитет и самооценку.

Ребёнок приобретает свободу действий, сам управляет, сам устанавливает правила и сам ответственен за то, что происходит в его виртуальном мире - он учится действовать самостоятельно, расширяя свои возможности.

С помощью гаджетов дети легко завязывают новые знакомства, заводят темы для общения в кругу сверстников, всегда на связи с друзьями, родителями.

Техника помогает детям интеллектуально развиваться и обучаться, находить нужную информацию, не тратя на это много времени - как говорится, Google вам в помощь!

Обратная сторона медали

Долгое времяпрепровождение перед телевизором и чрезмерное увлечение предметами высоких технологий способствуют развитию гиподинамии как у взрослых, так и у детей. Для ребенка физическая активность — необходимое и достаточное условие гармоничного развития, а постоянное просиживание за просмотром телевизионных передач или в виртуальном мире не способствует этому.

Всё чаще телевизор делает из человека бездумного потребителя, то есть он воспринимает информацию, исходящую с голубого экрана, не задумываясь, а это не способствует развитию когнитивных функций, появляется физическая и умственная леность.

Дети-дошкольники ещё не обладают навыками фильтрации информации, поскольку эти механизмы у них ещё не сформированы - они впитывают как губка всё, что видят на экранах и мониторах. Постоянная смена картинок и безостановочный поток информации через зрительный анализатор затрудняют развитие критического мышления и оценку нюансов происходящего, не оставляют времени для мыслительной деятельности и работы с информацией. Поэтому родителям с самого начала стоит отслеживать содержание просматриваемого репертуара детьми-дошкольниками и в дальнейшем формировать критическое мышление ко всему, ЧТО предлагают телевидение и Интернет.

Избыток жестоких картинок, видеосюжетов и игр может отразиться на психике детей, даже если они растут в весьма благоприятных условиях и в благополучной семье, огражденные от дурных примеров. У ребёнка остаётся психологическое и эмоциональное напряжение от просмотра сцен насилия и он может проявлять агрессию в отношении окружающих. Если насилие и агрессия оказались безнаказанными или агрессор с помощью мощи добивался своей цели и получал желаемое, у ребёнка закрепляется на уровне бессознательного, что силовые методы – это единственно быстрый и эффективный способ решения проблем. Поправить эту установку у трёхлетнего малыша будет очень трудно, так как дети подражательны по своей сути и повторяют всё увиденное и услышанное незамедлительно и без критической нагрузки. У маленьких детей, смотрящих передачи или фильмы со сценами насилия, часто проявляются проблемы со сном, расстройство аппетита, различные страхи, с которыми придётся работать у специалиста.

Результаты многочисленных экспериментов американских учёных показали, что «слишком частое обращение ко всевозможным гаджетам уже начинает оказывать влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации» — иными словами, зачем запоминать ту или иную информацию, если при необходимости её можно вновь найти в Интернете?

Дети в плену модных гаджетов: кто виноват и что делать

Что делать

Родители вполне могут и должны:

  • Быть прежде всего примером для своих детей с целью формирования у них правильной дистанции в отношении ТВ и гаджетов или объяснять им, что компьютер - ваш рабочий инструмент и вы вынуждены проводить много времени за ним. Ребёнок всё видит и замечает, а поскольку родители - значимые люди для него, он обязательно будет подражать им.
  • Обсуждать с ребёнком выбор просматриваемого им контента и отмечать программы, которые он хочет посмотреть. Более того, можно иногда смотреть программы и сайты вместе с ребёнком - очень информативное, интересное и полезное занятие. После просмотра желательно выключать технику.
  • Предлагать ребёнку альтернативные занятия: прогулки на воздухе, изобразительную деятельность, культурно-развлекательные мероприятия, разнообразные игры, художественное чтение, творческие занятия и рукоделие.
  • Проследить, сколько времени семья проводит у телевизора и с гаджетами, и сбалансировать это время со временем активного отдыха и досуга.
  • Попробовать проводить всей семьёй выходные без гаджетов или один день без просмотра ТВ - и потом ввести это в правило семьи. Оговорить и другие возможные правила: отсутствие телевизора в детской комнате, гаджеты оставлять на ночь выключенными и вне спальни, пользоваться гаджетами в присутствии родителей или ограниченное время.
  • Постараться донести до ребёнка разницу между виртуальным миром и реальным. Например, герой игры, которого уже застрелили, вдруг встал и пошёл, потому что ему спасли жизнь и у него в запасе ещё 5 жизней. А может ли такое быть в реале и сколько жизней у человека? Тем самым вы заставляете ребёнка думать и относиться критически к тому, что ему предлагают Интернет и ТВ.

И помните: дети не могут правильно определить дозировку и не могут похвастаться чувством меры в случае с гаджетами и ТВ, поэтому регулировать дистанцию между своими чадами и предметами технического прогресса должны всё-таки взрослые.