Опубликовано 24 февраля 2013, 12:01

Что такое деньги: учимся в игре

Как научить ребенка реальной экономии и рачительному распределению средств? Конечно, играючи! Хотя деньги использовать можно уже настоящие. Примерами делится наш игровед Дмитрий Пряник.
Что такое деньги: учимся в игре

Что такое деньги: учимся в игре

У всех детей  есть личные копилочки, у нашего Степки тоже. Только вот распоряжаться своими накоплениями он не очень умеет. То его одолевают приступы жадности, то – невероятной бездумной щедрости. Причем соотнести реальную стоимость  товара и установленную цену (часто завышенную) он не может. Как научить ребенка реальной экономии и рачительному распределению средств? Конечно, только играючи!

Магазиномания

После праздников у Степки скопилась кругленькая  сумма – 5 тысяч рублей. Он чувствует себя богачом. Теперь и двести рублей для него – копейки.

  • Накуплю себе киндер-сюрпризов и чипсов, - мечтательно  сказал он, когда мы шли в  магазин.

Но я его предусмотрительно сначала повел  к полкам с продуктами.

  • Видишь, хлеб  стоит 25 рублей, а молоко 55. Давай  посчитаем 25+55 сколько это будет? Правильно, 80 рублей. Еще яйца – 60 рублей и масло 80. Считаем дальше, сколько у нас всего выходит? Чуть больше 200 рублей, если точно – 220.  Что же у нас  получается? За 220 рублей мы можем, например, купить 4 киндер-сюрприза - или продукты, чтобы приготовить ужин (омлет и бутерброды).

Конечно, я не стал отговаривать Степку, чтобы он покупал свои шоколадки. Но каждый раз  обращал его внимание, на что еще  более полезное можно потратить  деньги.

Потом и дома, когда к нам приходила соседка Анечка, мы стали играть в магазин. На цветном принтере я распечатал фото различных продуктов, под каждым подписал цену. Также на принтере распечатал деньги и каждому покупателю выдал по 2 фото-тысяче.  Анечка потратила 1500 рублей на красивую куклу, а Степка как рачительный хозяин ( видимо, мои магазинные уроки не прошли даром), купил сначала макароны, колбасу, молоко и только потом положил жвачку и киндер-сюрпризы. 

В наш домашний магазин стали ходить все игрушки. Мишка оказался на редкость жадным и считал каждую копейку, зато Зайка-мот потратил сразу все деньги на сладости, а потом вынужден был ходить обедать к друзьям-черепашкам. Запасливый Тигренок накупил много продуктов впрок, а Анечкина кукла Маша растерялась и никак не могла сообразить чего же ей нужно.

Теперь Степка – мой главный помощник в магазине (не домашнем, а вполне реальном). Он с видом знатока обходит все  полки, сравнивает цены и уже понимает, что 200 рублей – это тоже деньги.

 

Мелкое  дельце

В коридоре у  нас стоит шкатулка, в нее мы ссыпаем из карманов мелочь. И вот, вслед за первой шкатулкой, на полке появилась другая, а потом и третья. Мелочь то мы складывали, но вот сдать ее никак не могли.

 - Пап, а чего у нас  тут деньги лежат? Они никому  не нужны что ли? – как-то  спросил Степка. И я подумал, какой же пример мы подаем ребенку? Действительно, можно сказать, выбрасываем деньги в корзину.

  • Молодец, сынок, что  заметил! – похвалил его я.  – Они тут неправильно лежат,  их надо посчитать и обменять  на более крупные.

В один из дней мы высыпали все богатство на стол и стали рассортировывать. Чтобы было не скучно, мы рассортировывали деньги на скорость.

  • В одну кучку складываем  по 10 копеек, в другую по 50, в третью  по 1 рублю. Засекаю время, кто  больше рассортирует за 10 минут?  – дал я старт игре.

 Степка обставил нас с  мамой и мы вынуждены были признать полное поражение. А потом мы раскладывали рассортированные монетки по 10 штук и заворачивали их в бумажку.

  • Нужно сделать вот  такие конфетки, - показала мама (она раньше работала в банке, поэтому знает как нужно упаковывать деньги).

Мы со Степкой стали  вертеть денежные конфетки, а мама их подписывать. И что же вы думаете? Оказывается, у нас валялось без  дела аж 4 тысячи 570 рублей 20 копеек!

 Мы сходили в ближайший Сбербанк и обменяли деньги на денежные купюры. Тысячу из них отдали Степке, как организатору дела.

 

Копилка добрых дел

Сегодня можно  везде встретить социальную рекламу. Просят оказать помощь бездомным, старикам, больным деткам… И мы со Степкой решили принять участие хотя бы в одной акции.

По телевизору увидели просьбу одной старушки, записали реквизиты, на который она просила перечислить средства, пошли с сыном в банк и перечислили 500 рублей.

  • Пап, а ведь  если другие люди тоже по 500 рублей перечислят, это ого-го какая сумма получится! – вдохновенно рассуждал сын. И мы стали мечтать, как прекрасно теперь заживет старушка, ведь добрых людей на свете много.

Я считаю, что  благотворительность – это отличный воспитательный момент. Если ребенок с детства приучится помогать незнакомым людям, он вырастет добрым порядочным человеком.

 С тех пор  у нас со Степкой появился свой ритуал. Мы выбрали один фонд помощи детям и каждый месяц перечисляем средства. Причем часть денег кладу я, часть – Степка. И не важно, что иногда это бывают совсем маленькие суммы, главное – участие и регулярность.

Я всегда подчеркиваю, какое важное дело мы делаем, но не даю сыну зазнаваться. Он, хоть и не говорит  мне, но очень гордится собой. И в  начале месяца всегда ведет меня в банк. Он уже знает на какие кнопки в банкомате нужно нажимать, чтобы выбрать нужную нам операцию. А я смотрю на него и радуюсь, хороший у меня парень растет! 

Финансисты

Немало таких вещей, на которые приходится копить несколько месяцев. Например, мы не может позволить себе с одной зарплаты купить компьютер или хороший холодильник. Как-то я рассказал  Степке, что если вещь дорогая, но необходимая, чтобы ее купить, нужно составить  финансовый план. На листочке нарисовал  как это выглядит:

  • Что мы с тобой хотим? Новый ноутбук. Предположим, он стоит 20 тысяч рублей. Итак, в первый месяц мы откладываем 5 тысяч, во второй еще 5,  в третий месяц  еще. И вот на четвертый  месяц 20 тысяч мы накопили. Давай проверим, сколько будет 5 умножить на 4? Видишь, рассчитали все верно.

Степку очень  увлекли подсчеты. Он начал считать  сколько времени ему понадобиться. Чтобы купить вертолет (оказалось, придется ждать слишком долго) и нового бионикла (это задача оказалась уже  по силам).

  • Пап, сегодня  в магазине мама меряла сережки. Такие красивые! Но дорогие. Давай составим план и купим их ей, - предложил он.

Мы сели за стол, все рассчитали. Да, ждать приходится полгода, но тут уж ничего поделать нельзя. 

  • Больше денег  мы откладывать не можем, нужно  еще платить за квартиру, ходить в магазин, - объяснил я.

Наш финансовый план мы занесли в табличку, напротив каждого месяца написали цифру 2 (именно по 2 тысячи рублей договорились откладывать  каждый месяц. Но цифру 2000 писать не стали, чтобы мама не догадалась). Купили специальную свинью-копилку (и теперь мы используем ее для долгосрочных накоплений) и стали туда ежемесячно откладывать деньги.

Каждый раз, когда мы клали купюру в копилку, Степка ставил напротив цифры «2»  галочку.

И вот момент наступил, деньги собраны, мы пошли в магазин и купили заветные серьги. Мама была в полном восторге, она никак не ожидала от нас такого сюрприза.

  • Ну надо  же! Откуда же вы узнали? А деньги  где взяли, это же так дорого!  - говорила она. 

  • Не так-то  и дорого, если составить финансовый план, - с видом знатока заявил Степка.