Чему учат игрушки
Чему учат игрушки
Часто мы делим игрушки на обучающие и простые. Одна из самых удивительных способностей ребенка – это то, что он находится в непрерывном процессе обучения. Все объекты, окружающие малыша, являются для него учебными пособиями. Психологи утверждают, что «обычных» игрушек не существует. Абсолютно любая игрушка является для детей обучающей, влияет на их развитие и формирование многих качеств. «Все игрушки обучающие, вопрос только в том, ЧЕМУ они учат», – говорит доктор Кристиа Спирс Браун, профессор психологии развития Университета Кентуки.
Детское оружие
Наверное, самыми спорными среди всех являются игрушки, представляющие оружие. Старые добрые пистолетики ожесточенно критикуют уже давно, и, тем не менее, дети продолжают с удовольствием играть в них. Действительно ли игрушечное оружие – опасная игрушка, которая развивает в ребенке агрессию и склонность к насилию? В конце концов, это просто игра. И к тому времени, когда ребенок начинает играть с пистолетами, он уже, как правило, знает разницу между «взаправду» и «понарошку». Чего он обычно не знает в этом возрасте, так это, то насколько серьезно и по-настоящему грустно то, чему он с таким увлечением подражает. Мы можем как угодно относиться к проблеме выбора игрушек, считать их невинным развлечением. Факт остается фактом – игрушки, имитирующие оружие, созданы для игр, имитирующих убийство.
Для ребенка игра – не просто развлечение «понарошку», когда дети играют, они переживают реальные события, которые создает их воображение. Детям весело играть с пистолетами. Но какая наука кроется за этим весельем? «Оружие показывает (ребенку), что агрессия и причинение вреда другим – это весело», – пишет доктор Браун в одной из своих статей.
Прежде всего, родитель должен отдавать себе отчет в том, что именно за предмет держит в руках его ребенок. Можно говорить, что оружие – средство защиты, борьбы со злом и т.д. Однако суть от этого не изменится. Единственная истинная цель оружия, то для чего оно существует – убивать и наносить физический вред.
Впрочем, речь не идет о запрете военных игрушек как таковых. Психологи даже считают это бесполезной мерой, которая только подогреет интерес ребенка к «запретном плоду». Важно лишь понимать, что оружие – игрушка, которая может быть опасной, а это значит, что ребенок нуждается в объяснении и контроле. Необходимо без травмирующих подробностей, но все-таки объяснить, что убийство, война, человеческая боль – это плохо. Рассказать, что именно поэтому нельзя целиться в живых людей, даже из игрушечного пистолета. И наблюдать за тем, как именно ребенок играет со своим «оружием». Проявляет ли он больше агрессии, чем в других играх, как видит свою роль в такой игре, каких «противников» себе выбирает.
Кроме того, психологи считают, что чем менее реалистичной будет игрушка, тем лучше. Дети часто сами мастерят себе оружие из подручного материала. И это прекрасный вариант. Пистолет из палочек влияет на ребенка иначе, чем идеально выполненная реплика Калашникова.
Детские игры не возникают из воздуха. Чаще всего ребенок черпает сюжеты для игр из окружающего его мира, и конечно же из того, что видит по телевизору. Так что сама по себе игрушка-оружие не представляет угрозы. Скорее все зависит от того, как ребенка научат с ней играть. Старинная мудрость гласит: «Дети быстрее всего учатся на примере. Что они увидят, то вы и получите». Поэтому главное следить за тем, какие примеры окружают ребенка. Кто его любимые герои.