Опубликовано 02 октября 2014, 10:00

6 типов подростковых субкультур или как найти своего ребенка

Что скрывает их вид: ирокез или рваная челка, мешковатые штаны, кеды в цветочек. Современные юноши и девушки нередко выглядят экзотично. О чем говорит их облик? Постараемся расшифровать эти выразительные послания.
6 типов подростковых субкультур или как найти своего ребенка

6 типов подростковых субкультур или как найти своего ребенка

Журнал PSYCHOLOGIES и издательство Clever выпустило серию книг, совместно переработав лучшие статьи и материалы по тематике воспитания детей. Это одни из тех книг, которые можно всегда держать под рукой, их можно читать с любой страницы и возвращаться к пройденному материалу. Это одновременно ваш справочник, помощник и консультант.

Над книгой «Как сделать счастливыми наших детей: подростки» работала большая группа специалистов по детской психологии, среди которых Марина Бебчук , директор Института интегративной семейной терапии,
Татьяна Бедник , детский психотерапевт, автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми»,
Александр Войскунский , психолог, заведующий лабораторией интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ им. М. В. Ломоносова и другие. В книге приведены наиболее актуальные и распространенные проблемы и ситуации, с которыми сталкиваются родители подростков. Книга дает родителям подростков рекомендации на тему поведения в тех или иных житейских ситуациях и помогает выбрать правильную стратегию поведения по отношению к тем, кто проходит такой ответственный и важный период в жизни.

6 типов подростков

6 типов подростков

«Подростковый возраст как этап взросления не проходит гладко. Смена ожиданий и требований ребенка, рождение взрослой сексуальности, переход к более самостоятельной жизни – с иной ответственностью, иными возможностями, – даются нелегко. Все меняется: тело, эмоциональные проявления, образ мышления, интересы и поведение. Ребенок уже никогда не будет таким, как прежде. Они подолгу молчат, почти забрасывают учебу, слушают странную музыку. Не желают «выглядеть прилично», отказываясь от «нормальной» одежды. Их друзья и подруги не внушают нам доверия, а близкие отношения пугают. Если мы рискнем спросить, что случилось, ответ вряд ли нас удовлетворит. Но на самом деле это происходит потому, что мы больше не находимся на первом месте для своих детей, и это нужно принять. Сейчас подросткам гораздо важнее сверстники, с такими же интересами, переживаниями и проблемами. Им необходимо быть частью своеобразного закрытого сообщества, со своими ценностями, правилами, языком. Нашим детям нужно чувствовать себя свободными, имеющими право на принятие решений и личную жизнь. Им важно научиться отвечать за свои поступки, а сделать это можно только если мы им позволим взрослеть. В каждой семье границы и нормы отношений свои, но в любом случае у родителей поведение ребенка должно вызвать беспокойство, если он на протяжении многих месяцев не развивается интеллектуально, физически или социально. Мягкие формы проблемного (или часто протестного) поведения – это демонстрация новых черт своей личности, нового стиля поведения. Избыток косметики, длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкая музыка, постеры на стенах, курение, нецензурная лексика, грубость, хамство… Крайние, порой опасные формы поведения тоже хорошо известны: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), попытки суицида. В период полового созревания подростки эмоционально очень нестабильны: их настроение может меняться несколько раз в течение часа. Они (особенно мальчики) чаще утомляются, становятся раздражительными и ранимыми. Любую критику в этот момент воспринимают как еще одно подтверждение нелюбви к себе. Парадокс: подростки ищут себя, пробуя то и это, продвигаясь рывками и отступая назад, создают себя, окружая свой мир завесой тайны.»

Большая статья книги посвящена описанию современных подростковых субкультур. Чтобы родителям было проще идентифицировать, как какому сообществу тяготеет их подрастающий ребенок и чем в перспективе это может грозить авторы выделили 6 направлений, наиболее распространенных сейчас в подростковых средах.

«Как и во все времена, сегодняшние молодые очень внимательны к своему внешнему облику. Выбирая свой стиль, дресс-код и манеры, они хотят выделиться и быть особенными, тщательно соблюдая при этом неписаные законы своего круга. Панки, эмо, толкиенисты, байкеры, хипхоперы… Демонстрируя свой экзотичный облик, они символически отделяют себя от тревожного мира взрослых, в котором им предстоит жить. И одновременно выражают надежду на новое общение — более яркое, провокативное, динамичное, нежели «устаревшие» отношения поколения их родителей. Они бросают вызов обыденному сознанию, которое пользуется четкими оппозициями: дети – взрослые, чистое – грязное, приличное – неприличное. Но поскольку у нас нет ключа к их странной, дерзкой внешности, она вызывает беспокойство, раздражает.
Хиппи, готы, фрики всем своим видом демонстративно игнорируют нормы и правила истеблишмента. Подобно древнегреческим актерам, они скрываются за масками, которые помогают им пережить очередной этап взросления, а с помощью юмора освобождаются от напряжения беспокоящих их порывов. Андрогинный, бесполый характер их одежды дает юношам и девушкам возможность избегать пугающих вопросов, связанных с выбором сексуальной идентичности. Широкие брюки и обтягивающие джинсы – это две стороны одной и той же медали: я скрываю или демонстрирую свое тело, ибо его трансформации меня пугают. Выбирая «странный» (с точки зрения взрослых) стиль одежды, вчерашние подростки дают себе возможность продлить успокаивающий период игровой и нарциссической бисексуальности. Но одежда человека субкультуры – это и костюм, который меняется гораздо медленнее, чем мода, если молодой человек обозначает свою принадлежность к группе, он транслирует в своем облике не только актуальную на данный момент идеологию этого сообщества, но и его историю. К примеру, красный, зеленый и желтый – главные цвета субкультуры растафарианцев, которая возникла на Ямайке в 30-е годы прошлого века. Современные растаманы, выбирая это же сочетание цветов, демонстрируют свою принадлежность к сильной субкультуре, которая сохраняет свои традиции десятилетиями. Они противопоставляют себя культуре «белого Вавилона», ориентированной на материальные ценности, и сознательно сохраняют связь с природой, стремясь обрести гармонию и покой. Внешний вид молодых людей помогает нам лучше понять их самих и общество, в котором мы живем. Для формирования личности каждому необходимо какое-то время оставаться непрозрачным для своих родителей. У взрослых же возникают подчас полярно противоположные реакции на внешний вид подростков, а желание разобраться, что они хотят сказать этим вызывающим видом, скрывает чувство беспомощности и вины за то, что их ребенок не такой, как все. Но нам стоит умерить свое любопытство по отношению к молодым, научиться быть наблюдательнее и сдержаннее.»

Растаман

раста.jpg

раста.jpg

Растафарианцы – это не только традиционная цветовая гамма одежды (зеленый, желтый, красный), но и протестная прическа – дреды. По легенде, сторонники эфиопского императора Рас Тафари дали обет не мыть волосы, пока император не вернется из изгнания – а оно продолжалось шесть лет. Естественно, дреды воспринимаются как вызов общественным конвенциям, потому что кажутся грязными. Да и само название «дреды» означает «внушающие ужас». По сути, это прическа, сочетающая в себе элементы порядка и анархии одновременно.

1 из 6

ПредыдущаяХипстер