Звук и цвет: изучаем вместе
Звук и цвет: изучаем вместе
Однажды в сентябре, во время одного из вильнюсских городских фестивалей, мы вместе с дочкой прогуливались вдоль палаток с рукоделием, предметами интерьера и различными лакомствами. Неожиданно моя дочка подбежала к одной из палаток и сказала, как-будто точно знала, что там делают: «Мама, я тоже хочу».
Милые девушки тут же выдали ей мольберт, краски и кисти – и мы принялись рисовать свой коллективный автопортрет. Однако – это было еще не все – большинство детей не только рисовали, но и играли с какими-то музыкальными инструментами – бубенцами, колокольчиками, барабанами. Было шумно, ярко и весело!
Так мы познакомились со студией искусств Garsas ir Spalva (в переводе – «Звук и Цвет»). Она существует уже семь лет. О том, как все начиналось, что происходит сегодня и как появилась идея объединить занятие музыкой и живописью, мы побеседовали с одним из учредителей и преподавателей студии Юрате Данелене.
– Как и кому пришла в голову мысль создания Garsas ir Spalva? Почему вы объединили такие виды искусства как живопись и музыка?
– Я являюсь дипломированным пианистом, концертмейтером и педагогом. Много лет я занимаюсь с детьми и очень люблю свое дело. Однако, когда я сама стала мамой, родилась моя дочка, я задумалась, что, как и чем заниматься со старшими детьми я знаю, но совсем не имею представления, что же делать с такими крохами. Однажды мы разговорились на эту тему с подругами и коллегами по цеху. Оказалось, что этот вопрос приходил в голову не только мне. Так мы решились на эксперимент, первыми учениками стали наши дети.
В первый год мы разработали программу для малышей от 2 до 4 лет, а позже и для совсем крох. 7 лет назад музыкальных специализированных центров для детей младшего возраста в Литве было очень мало. А в нашей компании оказалась потрясающая девушка-художник. Про таких как она говорят «человек с божьим даром». Мы как-будто общались на одном языке. Описывая музыку или картину, мы могли использовать одинаковые эпитеты для описания тона, например.
Нам пришла в голову идея объединить два прекрасных вида искусства – живопись и музыку. Во время наших занятий они дополняют друг друга. Оба вида искусства способствуют творчеству, развитию воображения и фантазии у детей. Они предоставляют ученикам большую свободу, таким образом, дети развиваются более гармонично. С 4 лет ребята начинают учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, что требует от них большей концентрации. В следствие этого, чередуя занятия музыкой и рисованием, во время последних они отдыхают, меняют вид деятельности, расслабляются и результаты таких уроков,безусловно, более эффективные.
– На какой методике основаны ваши занятия и как они проходят?
– При создании своих обучающих программ мы опирались на работы известных теоритиков. Например, профессора Эдвина Гордона, который является автором нескольких основополагающих работ в области музыкального образования. Одна из них – «Теория музыкального обучения новорожденных и детей младшего возраста». Однако, скорее, мы использовали данную литературу для консультаций, а не как единственное руководство к действию.
Есть мысль, что маленький ребенок – похож на банк, огромное хранилище. Он может и принимает очень много информации уже с рождения, которая потом обязательно проявится в более зрелом возрасте. Мы думаем, что нет неспособных детей. Просто нужно подобрать правильный ключик к замку, раскрыть способности ребенка. С самыми маленькими мы занимаемся музыкой, а уже с двух лет во время занятий мы чередуем живопись и музыку.
В жизни каждого малыша очень важны ритуалы – он каждый день просыпается примерно в одно и тоже время, чистит зубы, дальше занимается с родителями или нянями согласно распорядку его дня и опять же засыпает под сказку или колыбельную в одно и тоже время. Так и у нас занятия всегда начинаются с традиционного приветствия и завершаются ритуалом прощания, что очень нравится нашим подопечным.
Вся система занятий выстроена на определенных темах, например «Осень». Здесь мы рассказываем о времени года в звуках и цветах – передаем гул ветра или листопад с помощью перкуссии, с помощью красок повествуем, как меняется природа – желтеют листья, хмурится дождливое небо. Во время уроков на такую простую, казалось бы, как «Мандарин» – дети учатся делиться, быть щедрыми – ведь у этого чудесного фрукта есть много долек, котрые можно разделить и осчастливить тем самым нескольких людей одновременно. А цвет мандарина, безусловно, не оставляет малышей равнодушными, а также поднимает настроение взрослым. До 4 лет мы проводим занятия совместно с родителями.
Это уникальная возможность для современных, вечно занятых взрослых, целиком и полностью уделить час-полтора своего времени любимому чаду. Родители с самых первых минут видят, как развивается их ребенок, что ему нравится, а что нет, как он растет, чему учится. Родители переживают вместе со своими детьми прекрасные моменты познание чего-то нового.
Мы вместе рисуем, поем, играем. Репертуар для занятий мы пишем сами. Посредством наших занятий в музыкальной и живописной форме ребенок открывает для себя такие понятия, как большой и маленький, высокий и низкий, много и мало.
Несколько раз в год устраиваем концерты на большой сцене, выставки работ, вместе отмечаем праздники. Одни из наших любимых традиционных мероприятий – это начало и завершение учебного года. Чаще всего мы со всеми своими учениками выезжаем на целый день куда-нибудь в живописное место. В последний раз мы были в деревне Даргужяй, у них есть пастбище – большой луг с овечками. Для нас эта тема оказалась особенно близка, потому что одна из программ для малышей студии, так и называется «Уроки овечки Але». Все дети были в восторге – мы устроили пикник, делали и запускали воздушных змеев, а взрослых побаловали дегустацией домашних сыров местного производства.
– Кстати, о программах. Расскажите пожалуйста сколько их в студии? Есть ли ограничения по возрасту? Кого вы принимаете учится?
– У нас разработано несколько программ для разных возрастов. С 1 до 2 лет занятия проходят в течение получаса или 45 минут и называются, как я уже упомянула «Уроки овечки Але».
В группах с 2 до 4 лет продолжительность занятий увеличивается до часа и они носят название «Уроки щенка Амсюкаса».
Дети 4-6 лет занимаются уже почти полтора часа и их курс называется «Школа мальчика Гарсюкаса и девочки Спалвеле».
Старшие дети переходят к индивидуальным занятиям.
У нас нет ограничений по возрасту или способностям. К нам может приходить любой желающий. Когда родители впервые приводят своих крох, они думают, что занятия буду проходить в режиме строгой дисциплины и по определенным правилам. Но уже после первого урока понимают, что это не так. Самое главное для нас создать дружескую и доверительную атмосферу созидания – ведь только при таких обстоятельствах можно творить прекрасное. Все те семьи, которые у нас занимаются замечательные и, бессомнения, одаренные каждый по-своему. Бывает, что субботним утром, я не очень выспавшись захожу на урок и думаю, как было бы здорово еще несколько минут провести в постеле. Однако с приходом каждого малыша, с каждым сказанным «привет» – мое настроение улучшается, и после занятий я продолжаю свой день с улыбкой. Отдельное спасибо, хочется сказать потрясающим родителям, которые хотят воспитать думающих, чутких, отзывчивых людей – и инвестируют в своих детей не только деньги, но и, в первую очередь время.
– Какие ваши главные достижения на данный момент?
– Прежде всего, хотелось бы заметить, что я не склонна оценивать достижения в количестве выигранных конкурсов. Для меня конкурс – это мероприятия, где кто-то изначально проиграет и будет расстроен, разочарован. У нас в студии мы не оцениваем, мы радуемся вместе проведенному времени и позитивным результатам.
Поэтому всегда конкурсам мы предпочитаем фестивали. Мы участвуем как в литовских, так и международных подобных мероприятиях. Собственными силами уже второй год мы провели фестиваль Piešiu muziką (в переводе на русский «Рисую музыку»), в котором участвовали дети из Вильнюса, Каунаса, Клайпеды и других городов Литвы. Мы очень надеемся, что этот фестиваль станет ежегодным. Некоторый наши выпускники уже поступили в Литовскую Художественную Академию. Но самое главное достижение для нас – это наблюдать, как растут и развиваются наши ученики. Когда ты видишь ребенка в полтора года и он продолжает приходить к тебе на занятия и в 7 лет. Ты очень быстро находишь с ним общий язык, радуешься высоким профессиональным результатам. Вот – это на самом деле здорово!
– Чтобы вы посоветовали родителям, которые хотят найти интересное занятие для своего ребенка?
– В первую очередь, при выборе развивающих занятий надо руководствоваться интересами самого ребенка, его характером. Развитие должно быть гармоничным. Спорт, танцы, языки – все это замечательные и нужные занятия.
Что касается живописи и музыки, то многие исследования показали, что у детей, обучающихся игре на музыкальных инструментах и рисованию, улучшается координация движений, мелкая моторика рук, а это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями, хорошо развивает пространственное мышление. Такие дети чаще всего лучше своих сверсников социально адаптируются, им удается избегать или разрешать конфликтные ситуации с блеском. Исскусство – это гигантский ускоритель общего развития ребёнка, действующий всесторонне начиная уже с младенческого возраста.
Однако, я убеждена, что самое главное, чему способствуют занятия вышеупомянутыми видами искусства – это развитие в ребенке способности к сопереживанию, умение при любых обстоятельствах сохранять человеческое лицо.