Заикание и наследственность
Заикание и наследственность
У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Вероятно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к внешним вредоносным влияниям. На практике это легко можно увидеть в специализированных речевых интернатах для детей с тяжелыми формами заикания: большинство учащихся там – мальчики.
Связь заикания с генетикой
Последние исследования в этой области предполагают, что наследственные факторы играют определённую роль в развитии заикания. В научной литературе есть сведения, что неблагоприятная наследственность по этому речевому нарушению может наблюдаться на протяжении нескольких поколений. Следующие данные приводятся по пособию «Заикание» Беляковой Л.И., Дьяковой Е.А.: частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у разнояйцевых близнецов оно встречается в 32% случаев, а у однояйцевых — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем здоровые родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления страдающих этим нарушением сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.
Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления речевых запинок в последующих поколениях резко возрастает, особенно, если заикаются родители.
Ученые, а также члены Американской ассоциации по речи, языку и слуху (American speech-language-hearing association считают, что многие заикающиеся (если не большинство), наследуют определённые черты, которые приводят их в группу риска по развитию этого речевого нарушения. Точная природа этих черт в настоящее время до конца не изучена, однако понятно, что они очевидным образом ухудшают возможность человека связывать в единую цепочку мышечные движения, необходимые для плавного и свободного произнесения фраз. По-видимому, по наследству передаётся определенная слабость центральных речевых механизмов, которые более подвержены воздействию факторов риска. Стоит помнить о том, что генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительных вредных факторов.
Работы доктора Денниса Дрейны подтверждают связь заикания с генетикой. В сентябре 2012 г. в журнале американской ассоциации по речи, языку и слуху (The ASHA Leader) была опубликована итоговая статья по его исследованиям. В них приняли участие большие семьи, у многих членов которых есть запинки в речи. В ходе одного из таких исследований, проведённых в Пакистане, был обнаружен маркер заикания, особым образом связанный с одним из участков 12-й хромосомы.
Дрейна также проводил семь разных исследований близнецов, результаты которых свидетельствуют о генетическом компоненте заикания. Если бы его причины были только генетическими, то во всех случаях однояйцевых близнецов было бы совпадение по наличию запинок в речи. Однако результат оказался таким: во многих (но не во всех) случаях, если один из однояйцевых близнецов заикается, нарушение речи есть и у второго. В таком случае другие факторы (спонтанные аномалии и экология) также влияют на появление этого речевого состояния.
Заикание развивается не у каждого человека с предрасположенностью. Для многих людей пусковым механизмом нарушения плавности речи, скорее всего, служат определённые жизненные события. При инициальном (начальном) заикании таким механизмом может быть развитие грамматической стороны речи. Между двумя и пятью годами ребёнок усваивает множество правил грамматики родного языка, происходит развёртывание фразовой речи. Эти правила позволяют ребёнку заменить аморфные предложения («Биби дать») на более длинные, которые для плавного произнесения требуют определенной координации в работе мышц («Мама, дай машинку»). Ребёнок с предрасположенностью к заиканию может не испытывать трудностей с плавностью речи пока предложения состоят из одного – двух слов. Но когда он пытается сказать длинные, более сложные фразы, то может столкнуться со своей неготовностью к переходу на этот этап и нарушением плавности речи.
После начала заикания другие факторы могут даже увеличить количество запинок. Например, чувствительный ребенок может ещё сильнее напрягать речевые мышцы при появлении речевых трудностей. Это напряжение может только усиливаться при продолжительном течении заикания. Реакция слушателей на такое состояние (например, поддразнивание) также может утяжелить состояние.
Известно, что люди, страдающие заиканием, очень различаются по своей реакции на запинки в речи. Некоторых они не очень беспокоят, у других, особенно встретивших отрицательную реакцию со стороны слушателей, может появиться эмоциональный ответ на заикание, который ещё больше ухудшает качество речи. Примерами таких эмоций являются стыд, смущение и тревога.
P.S.: При написании статьи было использовано пособие Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой «Заикание», которое будет интересно всем, кто соприкасается с этой темой.