Опубликовано 25 октября 2016, 16:00

Зачем дети рисуют в учебниках

Вместе с семейным психологом Татьяной Радзиевской «Летидор» разбирается, зачем дети рисуют в учебниках и портят другое школьное имущество.
Зачем дети рисуют в учебниках

Завитушки на полях, рога и усы, которые школьники подрисовывают почтенным ученым в книгах по физике и химии, хотя бы раз видел каждый взрослый. Размах ученического творчества не знает границ. Рассказываем, почему это происходит и что могут предпринять учителя и родители, чтобы не провоцировать детей на новые изобразительные подвиги.

Почему дети рисуют в книгах

Самая распространенная причина, по которой в школьных учебниках регулярно появляются рисунки — выход подростковой агрессии.

В период пубертата уровень агрессии у детей сильно повышается. Это связано с гормональными перестройками в их организме. Порча школьного имущества (царапанье столов, рисунки на стенах и в учебниках) — одно из самых распространенных проявлений агрессии, с которой ребенок пока не умеет обращаться.

Каждый школьник знает, что в учебном учреждении есть определенные правила, которые должны соблюдать все ученики. Но в 12–13 лет эти правила становятся для него настоящим вызовом. Возникает потребность демонстративно показать протест. Учебник — идеальное поле для самовыражения. Подросток дорисовывает мордочки и «неприглядности» ученым, выковыривает глаза, вырывает из книг страницы.

Как реагировать учителю и родителям

Если вы регулярно сталкиваетесь с таким проявлением подростковой агрессии, можете предпринять следующие действия:

  • Запомните, не стоит с этим бороться ответной агрессией. Эмоционально акцентировать внимание на нарушении, а также усиливать наказания. Сделав это, вы поддержите игру, в которой ученик сам установил правила. Ваш запрет ребенок прочитает как очередной вызов — и только усилит сопротивление.
  • Если вы увидели, что ребенок портит учебники (или получили сообщение от учителя), надо с ним об этом поговорить. Сделать это без эмоций, максимально спокойно. Объясните, что в школе существуют правила, которые соблюдают все ученики. Предупредите, какие последствия его ждут за нарушение правил. Важно, чтобы ребенок четко знал, что за словом родителя или учителя будет действие (а не пустые угрозы). Например, испортил учебник — не пошел в кино, так как деньги на билет придется потратить на учебник. Дети должны видеть логику ваших поступков.
  • Формируйте в ребенке осознанность и право выбора. Отложите нотации в духе: «Как тебе не стыдно… это же…». В советское время прием «взывание к совести» был излюбленным «кнутом» учителей и родителей. Объясните, что он может нарисовать все, что хочет, но только в том случае, если готов за это ответить. Если ребенок готов встретиться с негативным опытом и прожить его — значит, ему это необходимо.

Что делать, если ребенку выдали разрисованный учебник

У школьников часто возникают конфликты с учителями из-за рисунков в учебниках. Бывает, что в начале учебного года ребенок получает уже испорченную книгу (и не обращает на это внимание), а в конце года учитель или библиотекарь не принимает учебник в плохом состоянии. К сожалению, доказать в конце года, что каракули не принадлежат вашему ребенку, невозможно, и родителям придется возместить ущерб школе в виде нового экземпляра учебника. Чтобы избежать неприятных моментов, не поленитесь и в начале года заберите учебники вместе с детьми. Если при получении обнаружите рисунки, то вы можете заменить испорченную книгу на новую. Если последней не найдется — просите библиотекаря составить акт о том, что ребенок получил учебник с помарками. Один экземпляр расписки вы оставите в школе, второй заберете домой. В конце четвертой четверти, когда придет время возвращать книги, дайте ребенку копию акта с собой. Она пригодится, если работник библиотеки решит взыскать с вашего ребенка деньги за порчу школьного имущества.

Чтобы предупредить возникновение неприятных ситуаций с неоправданными обвинениями в адрес вашего ребенка, предложите классному руководителю перенять опыт западных коллег. В США, например, вопрос с порчей книг решается довольно просто. Дети в начале года централизованно получают учебники, затем садятся за парты и пролистывают каждый из них, отмечая в специальном бланке, какие страницы разрисованы. В конце года преподаватель сверяет бланк и учебник, если все сходится, к ученику никаких претензий.

История про испорченные книги тянется в школе с незапамятных времен. А все потому, что взрослые не говорят с детьми про границы и не устанавливают их. В то время как именно с подростком этот разговор необходим. Человек должен с детства понимать: в мире (даже пока в таком небольшом, в рамках школы) существует определенное законодательство. И нарушитель понесет за проступок ответственность.