Ябеда: по секрету всему свету
Ябеда: по секрету всему свету
Сначала мы учим ребёнка, что скрывать что-либо от взрослых нехорошо, а потом называем его ябедой за рассказ о чужом проступке. Чем отличается донос от активной жизненной позиции, а жалоба - от описания конфликтной ситуации?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить мотивы, заставляющие ребёнка сообщать о действиях других детей.
2-3 года
Едва научившись говорить, малыш считает своим долгом рассказывать окружающим обо всём, что он видит: «Вон дядя курит!» или «А тот мальчик сказал плохое слово!». Даже если вы сделаете вид, что не расслышали сообщение, чтобы не смущать прохожего дискуссией о его поведении, ребёнок продолжит повторять его снова и снова, пока вы не ответите. В этом возрасте закладываются основы отношения к окружающим людям.
Поэтому необходимо объяснять мотивы их поступков, например: «Наверное, мальчик не знает, что это некрасивое слово». Однако старайтесь меньше критиковать других, чтобы представление ребёнка о других людях, в целом, было позитивным.
Если малыш часто жалуется на ровесников, не спешите называть его «ябедой». Усвоив различные правила поведения, он стремится применить их на практике и требует того же от других. Чаще всего ребёнок не испытывает желания «насолить» сверстникам, на которых жалуется. Он всего лишь мечтает о спокойствии и порядке.
-
Не отмахивайтесь от очередного доклада малыша. Помогите ему разобраться в ситуации, показав разницу между намеренными и случайными действиями. Например, если кто-то в детском саду нечаянно сломал лопату, не нужно трубить об этом на всю площадку, - лучше посочувствовать незадачливому землекопу.
-
Подумайте, не слишком ли много запретов в жизни вашего ребёнка. Постарайтесь отказаться от тех из них, нарушение которых не чревато серьёзными последствиями. Так, если вы ругаете малыша за испачканную на прогулке одежду, он станет рапортовать о каждом, кто наступил в лужу, чтобы его собственный проступок не выглядел чем-то экстраординарным.
-
Помогите ребёнку избавиться от чувства ответственности за чужие нарушения. Называя имя истинного виновника, он тем самым восстанавливает душевное равновесие. Предложите малышу более действенный способ, чем жалобы: пусть поможет исправиться тому, кто поступил плохо, - например, даст салфетку тому, кто разлил молоко.
-
Развивайте у ребёнка чувство юмора, обращая его внимание на комичность тех или иных ситуаций в мультфильмах и в книжках. Умение видеть разницу между дракой и боем на подушках в разы сократит количество «доносов».