Опубликовано 21 августа 2020, 09:00
6 мин.

Я ужасно не хочу опять на дистанционку: крик души мамы школьников

Первого сентября школьники вновь сядут за парты, но никто не гарантирует, что так они проучатся до конца года и нам удастся избежать удаленного обучения.
Я ужасно не хочу опять на дистанционку: крик души мамы школьников

© Depositphotos

Некоторые родители с ужасом думают о повторении весеннего сценария. Что, если вновь придётся совмещать роль домохозяйки, работника и мамы? Роль учителя сюда уже никак не вписывается.

К нам в редакцию пришло письмо от мамы из Подмосковья, которая вместе с мужем растит двух детей 11 и 17 лет. Она очень боится, что с октября школьники сядут по домам, а ей придется разрываться между помощью с учебой и своими делами.

Мы публикуем письмо этой мамы и хотим спросить у вас: как вы отнесетесь, если ситуация с дистанционным обучением опять повторится? Делитесь своими мыслями в комментариях под статьей.

Если у вас тоже есть, что рассказать, присылайте нам свои истории — лучшие из них мы опубликуем на сайте!

В апреле, когда наши дети не вышли с каникул в школу и остались учиться дома, для меня начался персональный учебный ад. У нас с мужем двое детей. Дочка на тот момент училась в третьем классе, сын — в десятом.

Для начала расскажу о нашей школе. Мы живем в маленьком городе в Подмосковье, дети ходят в ближайшую к дому школу. Вроде бы она считается неплохой. Как в том фразеологизме: молодец против овец. А продолжение вы и так знаете… То есть на фоне других городских школ смотрится неплохо, но результатам столичных учебных заведений сильно проигрывает. Те, у кого есть возможность, после четвертого класса начинают возить детей в Москву — хотя это утомительно для ребенка и дорого для семьи.

Учителя у нас в основном из возрастной категории 40-50+, особенно в средней и старшей школах. Вотсап они освоили давно, а вот в других технологиях, как выяснилось, были существенные пробелы.

Не хочу сказать, что это их вина, скорее общий недостаток системы, которая не смогла подготовить своих бойцов к чрезвычайным ситуациям.

Я ужасно не хочу опять на дистанционку: крик души мамы школьников

© Depositphotos

Пандемия застала нас врасплох. И дистанционная учеба на фоне удаленной работы особенно больно ударила по семье.

Начну с рассказа о старшеньком. С ним, конечно, было проще, чем с третьеклашкой, но там были свои сложности с мотивацией.

До коронавируса сын часто жаловался, что на уроках скучно, но исправно посещал их. Периодически рассказывал, что учителя диктуют на уроке учебники или заставляют составлять по параграфам в учебниках планы, а потом просто проверяют в тетрадках их наличие. Мы успокаивали его, говорили, что так бывает, и, если он хочет видеть другой подход к обучению, надо постараться и поступить в хороший вуз.

Из уроков ему нравилась только биология, потому что их учительница всегда придумывала что-то интересное: то фильм на проекторе покажет, то презентацию наглядную сделает. На ее уроках они часто работали в командах по несколько человек, устраивали биологические игры вроде «Что? Где? Когда?» и прочее.

Собственно, биология была единственным предметом, который нормально переехал в онлайн.

Учительница, к слову, немолодая (думаю, она недавно вышла на пенсию), сразу пригласила ребят в Zoom и стала вести уроки там, используя уже наработанные интерактивные методики. Она сразу сделала уроки по 20 или 30 минут.

Я слышала, как ребята играли по видеосвязи в какие-то игры — в те дни у старшего ребенка было приподнятое настроение.

Подавляющее большинство педагогов даже не выходили на видеосвязь с учениками. Они просто присылали в электронном дневнике задания по учебнику: прочитать параграф такой-то, сделать такие-то упражнения. И всё. Ребенок загружал задания в систему и получал оценку без особенной обратной связи.

Сын сказал, что ощущал себя немного «в танке».

Например, по одному из сочинений учитель литературы поставил ему тройку, но никакого сопроводительного письма к оценке не было. Если в школе можно было подойти и узнать критерий оценивания, то сделать это из дома оказалось сложнее: учитель присылал какие-то отписки. Ребенок хотел больше обратной связи от своих педагогов и нормального общения через видеоплатформы.

Теперь о дочке. Классный руководитель ребенку досталась замечательная: очень опытная и при том не выгоревшая в профессии. Мы специально ждали ее целый год и отдали дочку в первый класс почти в 8 лет. Но с дистанционкой у этой учительницы не сложилось, как она ни старалась.

У учительницы оказалась низкая компьютерная грамотность. Она пыталась выходить на связь, но уроки срывались, у нее не получалось показать детям то, что она планировала. Я видела, что поначалу дочка ждала занятий, а потом совсем поникла.

Я ужасно не хочу опять на дистанционку: крик души мамы школьников

© Depositphotos

После уроков она плакала, что в Zoom все галдят и учительницу не слышно, что она ничего не поняла по новой теме.

Приходилось сидеть днем и вечером и разбирать каждый из уроков отдельно. Иногда занятия затягивались до глубокого вечера.

Я не педагог, мне сложно проявлять гибкость и сохранять терпение, когда приходится по пять-семь раз объяснять одно и то же. Особенно, когда кажется, что ты уже разжевал все, что возможно. Особенно, когда ты делаешь домашку после девяти вечера.

Можно было, конечно, «забить» на все эти уроки и пустить дело на самотек. Но педагог попросила нас помогать ребятам по мере сил, чтобы к сентябрю они не пришли с нулевыми знаниями.

Отдельное «спасибо» хочется сказать техподдержке сайта, через который дети сдавали все тесты. В один из дней дочка отвечала на тест, который должна была пройти за 20 минут, больше двух часов, потому что после каждого вопроса система зависала на несколько минут. В таких случая я просто не знала, что делать.

Ребенок плакал, потому что она у нас очень ответственная. Я не могла ей сказать: «Забудь, сделаешь потом» или «Можешь не делать».

Точнее, сказать-то я могла, но это бы расстроило ее еще больше… Поэтому приходилось подолгу утешать ее, сидеть рядом с ней.

В это время моя работа, которую вообще-то никто не отменял, вставала.

После одного такого дня «зависания» в школе от меня ушел один важный клиент — я не могла нормально поговорить с ним и ответить на вопросы, потому что ребенок нуждался в моей поддержке.

После майских праздников оставалось две недели учебы, и я приняла решение взять на это время отпуск. Для меня это было не просто, потому что мой оклад напрямую зависит от процента с продаж. Но я выбрала семью и свое здоровье.

Я чувствовала, что больше не могу тихо плакать по вечерам от усталости и бессилия, я чувствовала, что все чаще выхожу из себя, и детям передается напряжение.

Я ужасно не хочу опять на дистанционку: крик души мамы школьников

© Depositphotos

Кто-то обязательно спросит: а как же муж? Где же был он и почему не помогал в этой ситуации?

Он очень помогал. По сути, в это время он работал за нас двоих. Из соседней комнаты. Под плач детей и мой вой.

С началом пандемии он сразу купил дочке компьютер — это было правильный шаг, иначе проблем и конфликтов было бы еще больше. Он помогал готовить еду, ездил за продуктами, а по вечерам, если были силы, утешал меня.

Я считаю, что мы достойно вышли из пандемии. Но обратно на дистанционку я не хочу. Моя нервная система не выдержит повторения этого сценария.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!