Я самостоятельно справилась с задержкой речевого развития у сына: реальная история мамы
Нам в редакцию часто приходят письма, в которых родители делятся своим опытом воспитания и развития детей. Мы ценим внимание читателей и считаем, что их опыт обязательно кому-нибудь пригодится. Поэтому время от времени мы публикуем лучшие статьи на сайте (присылайте свои колонки на editor@letidor.ru, лучшие из них мы опубликуем).
Сегодня мы хотим поделиться рассказом мамы двоих детей (сын, 9 лет, дочка, 1,5 года), которой удалось самостоятельно справиться с серьезными речевыми проблемами у сына. Она не сдалась и верила в своего малыша, даже когда не находила поддержки у специалистов, и все получилось. Смотрите сами!
Когда сыну исполнилось три года, я столкнулась с проблемой — задержкой речевого развития. До двух лет ребенок развивался нормально, ни у кого не было подозрения, что что-то может пойти не так. Я прошла с ним множество обследований, показывающих, что он здоров. Но факт оставался фактом: понимала своего ребенка только я.
Теперь, когда у меня подросла дочка, я вижу, что она в свои полтора года разговаривает лучше, чем сын разговаривал в свои пять лет.
Проблемы с речью влияли на его социализацию. Дети в детском саду попросту не понимали моего сына, а значит, отказывались дружить с ним и брать его в игры.
Учитывая, что ребенок был здоров, мы не знали, что делать. Логопеды разводили руками. Они считали свои занятия бесполезными без дополнительного лечения…
Я прошла через множество специалистов, прочитала десятки книг, почти каждый день занималась с сыном дома по различным программам.
В результате мой ребенок во многом преуспел.
Разговаривать более-менее понятно для окружающих он начал в пять с половиной лет. Его результатам удивлялись все. Воспитатели и логопеды в детском саду были особенно изумлены его успехами, ведь они не верили в него, внушали мне, что мой ребенок особенный, и мне нужно с этим смириться.
Как мама, я не хотела и не собиралась с ними соглашаться. Я переживала, на каждое отрицательное высказывание больно реагировала, ведь это мой ребенок, мой малыш, и я его сильно люблю.
Сейчас мой мальчик учится во втором классе, и он отличник!
Он лучше всех в классе знает английский язык, хорошо читает, решает задачи по математике. Иногда я до сих пор удивляюсь — как? Конечно, есть еще определенный отпечаток от прошлых речевых нарушений, иногда он просматривается в написании сочинения по русскому языку. Но четвертные оценки — все пятерки.
Теперь, когда я точно могу сказать, что все проблемы позади, я хотела бы поделиться опытом их преодоления с другими мамами.
Надеюсь, мои советы помогут тем, кто попал в похожую ситуацию.
Возьмите все в свои руки
Не перекладывайте ответственность за своего ребенка на врачей, дефектологов и воспитателей.
Мы сами несем ответственность за своих детей. Не нужно слишком надеяться на других.
Конечно, работа специалистов важна, но иногда родители полностью отключаются от проблемы, оправдывая себя тем, что устали на работе, что нет времени, что логопеды и врачи знают лучше…
Позиция «я плачу деньги, и они обязаны научить моего ребенка» здесь неуместна. Это ваш ребенок — найдите на него время, настройте себя на работу с ним. Наши дети никому не нужны, кроме нас!
Сохраняйте спокойствие
Ребенок тонко чувствует настроение мамы на интуитивном уровне. Поэтому важно настроить себя на положительные эмоции и думать о хорошем.
Сформируйте у себя в голове образ ребенка: как вы хотели бы видеть своего малыша через несколько лет. Например, он играет с детьми, грамотно и красиво говорит, ему все дается легко.
Это поможет вам настроиться на положительный лад. Когда мама находится в состоянии стресса и беспокойства — ребенок это чувствует.
От вашего внутреннего настроя на данном этапе зависит его будущий успех.
Обратите внимание на питание ребенка
Часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются проблемы со стулом.
Советую почитать книгу Дэвида Перлмуттера «Кишечник и мозг». В ней автор рассказывает, как работа кишечника напрямую связана с работой мозга.
Расширяйте круг единомышленников
Общайтесь с другими родителями, обменивайтесь опытом. Наверняка ваш ребенок посещает детский сад, детский центр, где вы можете познакомиться с родителями. Более того, у этих людей могут быть схожие проблемы.
Не стесняйтесь — подходите, задавайте вопросы, возможно, их опыт поможет вам.
Пока сын ходил к логопеду, я общалась с мамами, обменивалась советами и контактами специалистов. Благодаря такому общению я нашла мануального терапевта и невропатолога, узнала о хороших развивающих пособиях для детей. Лучшими для меня стали рабочие тетради авторов Е.М. Косиновой и Н.Э Теремковой.
Кроме того, знание об успехах других детей придали мне дополнительный стимул не сдаваться, верить в своего ребенка.
Я понимала: «Если у них получилось, значит, и мы сможем».
Изучайте литературу по теме
Покупайте пособия по логопедии и развитию, ходите в библиотеки, ищите информацию в родительских группах в интернете и на профессиональных форумах — пробуйте разные методики до тех пор, пока вы не найдете то, что работает с вашим ребенком.
Так, мне помогли прекрасные книги: С.Ю. Шишковой «Буквограмма», А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова «Нейропсихологические занятия с детьми», Морис Кэтрин «Услышать голос твой».
Именно по ним я несколько лет занималась с сыном дома.
Мы развивали мелкую моторику, повторяли слоги, делали речевую, дыхательную и глазодвигательную гимнастику. Не забывали про физические упражнения и читали вечером сказки.
В совокупности занятия, корректирующие нарушения речи, должны были занимать не больше 30 минут в день (не считая чтения).
Задания все время менялись, постепенно усложнялись.
Родите второго (или третьего) ребенка
Для кого-то это прозвучит как абсурд, но появление в семье младенца дает большой импульс к развитию старшего.
Но разница в возрасте должна быть минимум четыре года. Иначе вам будет сложно справиться с детской ревностью.
В моем случае разница между детьми семь лет. После рождения младшей сестры сын изменился: стал более самостоятельным, дисциплинированным и заботливым.
Любите и хвалите своих детей
Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка.
Если у него что-то не получается, не ругайтесь. Лучше сделайте упражнение еще раз.
За каждый успех, пусть небольшой, хвалите его, поощряйте. Чаще обнимайте и говорите, как сильно вы его любите.
Советы, которые я дала в статье, когда-то помогли мне и моему мальчику не сдаться. Многое из перечисленного пришло с опытом. Я прошла дорогу проб и ошибок и добилась желаемого результата.
Надеюсь, что вам пригодятся мои советы. Главное — возьмите ответственность за развитие своего ребенка полностью на себя. И тогда у вас обязательно все получится.
Желаю удачи!
Дорогие родители, если у вас есть интересная история, личное мнение по вопросу воспитания и развития детей, особенный опыт или у вас просто наболело, пожалуйста, присылайте ваши письма на почту editor@letidor.ru.
Фото: Shutterstock.com