Опубликовано 23 сентября 2017, 08:00

Вот что нужно сделать сейчас, чтобы уроки в 1 классе не превратились в ад

Детский психолог, психотерапевт и мама Алина Алексанянц объясняет, почему каждого ребенка перед школой необходимо показать нейропсихологу.
Вот что нужно сделать сейчас, чтобы уроки в 1 классе не превратились в ад

«Я не хочу идти домой после работы. Представлю, что сейчас проверять… Нет – делать домашнее задание! И меня трясет».

«Он как будто специально выводит меня из себя. Сидит, тупит, играет, а потом стонет, что ничего не понимает в домашке».

«На днях "разжевала" ему задачку. Решил. А вчера – полный ноль! Здесь помню, а здесь не помню. Он вообще нормальный?»

«Она отключается! Слушает меня, а потом все, пропала, глаза пустые…»

«Наверное, зря мы отдали дочку в школу рано. Но ей уже было скучно в саду. Она и читать умела, и в школу сама хотела».

Типичные фразы в моем кабинете во время учебного года. Чаще так говорят родители младших школьников. На вопрос, проходил ли ребенок перед школой диагностику у нейропсихолога, ответ отрицательный.

«Моя умница-дочка "зависает", не справляется, казалось бы, с простым заданием нейропсихолога. Она, которая два дня назад успешно прошла тестирование при поступлении в новый детский сад. Ребенок, о котором воспитатели говорят: "У вашей девочки нет никаких проблем на занятиях. Она прекрасно работает.

_ Полная растерянность. Сложности ни в чем не проявлялись в ее повседневной жизни. Так, по мелочи: раза четыре написала наоборот З и Е, один раз перепутала 1 и 7»_.

«Нас тестировали, сказали готов», — обычный ответ. Дело в том, что, как правило, при приеме в школу смотрят только на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Для меня загадка, почему не берут во внимание развитие мозга ребенка. Ведь он контролирует поведение, ответственен за саморегуляцию и нормальную работоспособность ребенка — тех качеств, которые в первую очередь необходимы человеку в школе.

Если в компьютере стоит операционная система, не готовая к восприятию и переработке информации нового уровня, бессмысленно ставить ей задачи, предназначенные для новой версии программного обеспечения.

То же самое и с детьми: их мозг не всегда готов к обучению.

Вот что нужно сделать сейчас, чтобы уроки в 1 классе не превратились в ад

И эта готовность не меряется умениями читать или писать, способностями запоминать различные факты и цитировать Шекспира в оригинале. Речь о том, насколько хорошо у маленького человека работают различные отделы головного мозга, насколько они развиты и могут ли взаимодействовать друг с другом.

Как понять, готов ли мозг вашего дошкольника к обучению? Лучший вариант — обратиться к нейропсихологам.

Они выявят проблему, если она есть, составят индивидуальную коррекционную программу, дадут четкие рекомендации родителям. Пять-шесть лет – идеальный возраст, чтобы отвести малыша на осмотр к такому специалисту.

Что могут делать родители, чтобы лучше подготовить ребенка к школе?

1. Помочь ему решить логопедические проблемы, если они есть.

2. Помочь ребенку компенсировать/решить нейропсихологические трудности, если они есть.

3. Поддержать его познавательную активность: экскурсии, театры, книги, беседы, лаборатории, опыты и т.п.

4. Создать возможности для свободного общения с другими детьми и развития коммуникации.

Ребенку важно уметь знакомиться, приглашать или включаться в совместные игры, знать разные способы решения конфликтных ситуаций

Занятия и кружки этого опыта не дают, потому что там детское взаимодействие происходит в рамках, в соответствии с целями занятия, и взрослый руководит процессом.

5. Уделять внимание физическому здоровью. Как минимум много и активно гулять на улице. Ближе к школе придерживаться режима дня учебных дней.

6. Дать возможность ребенку становиться самостоятельнее, иметь возможность принимать правильные и неправильные, на ваш взгляд, решения. Радоваться удачам, а отрицательный результат перерабатывать как опыт для обучения. Не из серии «мыжтебеговорили», а исходя из того, что каждый человек в своей жизни должен сделать «–цать» своих ошибок, иначе невозможно взрослеть.

7. Много играть в настольные игры и игры по правилам, потому что школа — это свод правил. По-разному обходиться с правилами в игре — это полезный навык встречаться с тем, что есть правила, которые не меняются, есть те, которые обсуждаются и о них передоговариваются.

8. Гулять, играть и ничего не делать!

Остальное он получит на занятиях в саду или на подготовке к школе.

А еще родителям нужно помнить, что сделать все из перечисленного идеально невозможно. Так что начните с того, что считаете нужным.

И постарайтесь расслабиться.

Школьные трудности точно будут. И в ваших руках не делать их адскими.

Фото: Shutterstock.com