Опубликовано 12 апреля 2017, 16:00

Вопрос экспертам: почему ребёнок списывает

Педагог, игровой терапевт и психолог помогают ответить на вопросы: почему ребёнок списывает и нужно ли с этим бороться.
Вопрос экспертам: почему ребёнок списывает

Одни родители считают, что списывание — это преступление, другие говорят, что в этом нет ничего страшного. На чью сторону встать и что делать, если ваш ребёнок списывает у соседа или со шпаргалки — «Летидор» узнал у специалистов.

Итак, сойдутся ли эксперты во мнениях?!

Анна Журба, руководитель Центра психологического консультирования Анастасии Паромной.

Анна Журба

Анна Журба

Привычка списывать берет свое начало не в лени, как принято считать среди большинства педагогов и родителей, а в глубочайшей неуверенности в себе. Вспомните, сколько раз вы говорили ребенку, что он не справится в заданием. А что Вася из его класса решает задачи в пять раз лучше? А если он не напишет контрольную на высший балл, то не поедет с вами летом в Испанию? Наверняка это случалось десятки раз за время его обучения в школе. Не зря говорят, что редкая семья в состоянии пережить школьный период без серьезных психологических травм.

Ребенок списывает, чтобы получить то, что ему остро нужно, и то, что он не может получить благодаря собственным усилиям, — ваше признание.

А вашего признания он добьётся тогда, когда получит хорошие оценки. Замкнутый круг: завышенные требования родителей — ребенок любой ценой старается им соответствовать — за этим следует списывание, вранье, попытки угодить учителям.

Неадекватное давление всегда приводит к поиску неадекватных путей решения. Бороться с этим можно только одним способом: прежде всего, реально оценить способности и возможности вашего ребенка. И напомнить себе, что вы любите его не за высокие оценки и достижения, а потому что вы его родители.

Объясните ребенку, что теперь вы вместе будете решать, какие его достижения нужны вам обоим.

И если у него что-то будет не получаться, вы будете искать вместе решение, а не давить на него. И не возражайте мне, что современные дети ленивы и нелюбопытны и хотят все получить легко и просто! Они такие, как мы, просто слабее и откровеннее. Ребенок списывает контрольную по математике? А вы уверены, что ему обязательно иметь высший балл по этому предмету? Если да, то, может быть, надо разобраться, почему у него не получается?

И главное — говорите с ребенком как с равным, только тогда есть шанс разобраться с этой ситуацией.

Вопрос экспертам: почему ребёнок списывает

Наталья Городулина, игровой терапевт

Вопрос экспертам: почему ребёнок списывает

Если вы узнали, что ваш ребенок списывает, то первое, что нужно сделать, — разобраться с причинами. Почему это происходит?

В каждом конкретном случае причины будут разные. За общим родительским объяснением «у меня ленивый ребёнок» могут скрываться:

  • трудности в отношениях с мамой,
  • трудности с концентрацией внимания,
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • страх оказаться неуспешным и получить плохую отметку,
  • сложности с пониманием изучаемой темы,
  • неумение управлять своим временем, планировать свою учебную деятельность,
  • отсутствие ответственности за результаты своих действий.

Когда понятна причина, ясно, как работать с ситуацией: улучшать память, развивать внимательность, объяснять тему, повышать самооценку и так далее.

Если вам сложно определить причину самостоятельно, обратитесь за помощью к школьному психологу.

Вопрос экспертам: почему ребёнок списывает

Надежда Штырц, начальник психолого-педагогического отдела Дворца молодежи, Екатеринбург:

Вопрос экспертам: почему ребёнок списывает

Списывание для ребенка в психологическом плане — возможность выйти из положения, если он по каким-то причинам не готов самостоятельно дать правильный ответ на задание. Также это способ уйти от стресса, когда накопилось слишком много работы.

Экзамен, контрольная — стрессовая ситуация, из которой ребенок с блеском выходит при помощи списывания.

Интересно, что списывание может быть даже коммуникацией, укрепляющей отношения.

Для настоящей дружбы, конечно, слабый аргумент, но на выравнивание и регуляцию детских отношений повлияет. Конечно, если ребенок позволяет себе такое постоянно, то это может перерасти в привычку не напрягаться и «выезжать за чужой счет».

Но, с другой стороны, если ребенок готовит шпаргалки самостоятельно — это неплохая техника запоминания материала. Возможно, на экзамене они и не понадобятся.

Кстати, младшие школьники списывают редко. А то, что списывают подростки — не так страшно! Конечно, поощрять списывание не стоит. Это не должно становиться нормой. Детей важно мотивировать на получение новых знаний, объяснять, что это богатство лучше всегда носить в своей голове. Ведь только тогда можно стать человеком, который не зависит от чужого мнения.