Внешкольное образование: как иначе учить детей

Как сделать так, чтобы ребенок сам стремился узнать ответ на свой вопрос, а не ждал подсказки от учителя? Что такое «точка удивления» и почему современные дети готовы тратить время на получение знаний, в ущерб играм?

Школа по своей природе довольно консервативный социальный институт. Неудивительно, что традиционное школьное образование с трудом успевает за современными тенденциями развития общества, технологий, за тем, как меняются сами дети. Видимо, в ответ на это у нас в стране все больше развиваются различные альтернативные образовательные проекты.

Среди таких проектов научные музеи для детей, мастер-классы и лекции ученых для детей, интерактивные занятия в интернете, различные музейные программы, конкурсы и многое другое. Один из успешно развивающихся в Москве проектов – Университет детей, проект, стартовавший в 2013 году на базе Политехнического музея и открывающий свой второй учебный год в сентябре 2014 года.

Внешние атрибуты

Занятия в Университете детей проходят всего лишь раз в неделю, в воскресенье. Поток детей тянется в корпуса «Высшей школы экономики», на каждом ребенке фирменный бейдж с его именем и фамилией, в руках – зачетка. Перед каждым занятием необходимо поставить в нее отметку, чтобы в конце семестра торжественно получить сертификат о прохождении обучения.

Детей тут называют «студентами» и обращаются исключительно на «Вы», что в коридорах, что на лекциях и практических занятиях.
Лекционная аудитория забита до отказа, в ней больше ста детей в возрасте 10-11 лет, занимаются ребята направления «Динамика». За кафедрой – доктор наук. На первый взгляд, странное сочетание. Казалось бы, детям должно быть скучно слушать часовую лекцию, а доктору наук сложно усмирить толпу маленьких детей. Но ничего подобного. Дети слушают целый час, в аудитории тишина. В конце – шквал вопросов от маленьких студентов, на каждый из которых профессор отвечает обстоятельно и все с тем же уважительным «Вы». Многие помечают что-то у себя в блокнотах.

занятия.jpg


На практическом занятии детей совсем мало. Его правило – чтобы каждый ребенок мог проверить научный факт на практике. Дети формулируют гипотезы и проверяют их в экспериментах. Никто заранее не знает, что же будет в итоге, каждое занятие заканчивается маленьким открытием.

По детям видно, что на занятия они идут с удовольствием и совсем не против провести здесь свой выходной. Далеко не каждый ребенок так бежит в школу. Что же особенного тут происходит?

«Мы часто обращаемся к детским вопросам, чтобы понимать, что интересно детям. Наши учителя, польский университет, вообще, проводил специальное исследование, что и в каком возрасте интересно детям», – рассказывает руководитель проекта Татьяна Рябухина.
«Потому что тут все жизненное такое всегда, интересные вопросы», – примерно теми же словами поясняет мне, торопясь на лекцию, 10-летний студент Сева.

таня_рябухина.jpg

Татьяна Рябухина добавляет: «Наши занятия – о сомнениях. В современном школьном русском образовании очень мало места для сомнений, готовые знания и ответы дают. У нас способ такой, что наши студенты проверяют те знания, что они получают. Может, проверка подтвердит, что сказал ученый, а может и нет… Но у них точно есть здесь право и возможность сомневаться».

Пожалуй, это, действительно, близко к возрастным особенностям. С одной стороны, поддержание детского любопытства – ребенок перестанет задавать вопросы, если, не дожидаясь их, давать ему порции готовых знаний. С другой – детям, а особенно младшим подросткам, очень важно проверять все, а не принимать на веру.

«Я иногда прихожу домой после занятия и сразу открываю интернет, чтобы почитать побольше о том, что рассказывали», – говорит 11-летний Егор. Если на школьном уроке учитель вопрос открывает и тут же его и закрывает, то здесь преподаватель лишь раззадоривает детей, будит их любопытство, показывая, как интересна тема.

Внутри занятия всегда есть так называемая точка удивления, сама структура занятия позволяет сделать его интересным. И, конечно, увлеченные люди, которые этим занимаются. Занятия почти всегда ведут ученые. Это не педагоги, разве что иногда вузовские профессора. Это люди, которые основное свое время занимаются настоящей  наукой и приходят рассказать об этом детям. Ученые обычно очень непосредственные, и детям это нравится.

Вот лишь некоторые темы лекций и практических занятий прошедшего семестра:
    Почему наш мозг боится, и всегда ли это плохо?
    Болеют ли растения? Полезные вирусы
    Зачем болеть с температурой?
    Почему из русского языка пропадают буквы?
    Почему плесень такая живучая?
    Зачем человек изобретает все новые материалы?

Кажется, и у взрослых просыпается любопытство при виде таких тем. Тогда как отвечая на них, ребенку дают те самые научные знания, что он и так получил бы во многих случаях по школьной программе.

Похоже, никакого особенного секрета в Университете нет. Все дело лишь в желании ориентироваться на ребенка в построении занятий, в выборе тем. Создатели проекта уверены, что элементы их занятий, сам метод вполне можно вводить в обычных школах, дополняя и обогащая традиционное образование.

В планах у Университета детей даже размещать на своем сайте методические разработки, сценарии занятий, чтобы их могла использовать любая школа страны  или даже инициативная группа родителей, решившая создать что-то похожее для своих детей, которые живут далеко от Москвы.

В конце каждого семестра всем студентов спрашивают, какие вопросы они хотели бы задать ученым, что их интересует. Многие из этих вопросов трансформируются в темы занятий на следующий семестр. Кажется, ничего не мешает делать что-то подобное, планируя программу занятий с детьми, в любой школе или образовательном центре.

В Университете детей существует четкое деление по возрастам.
8-9 лет – направление «Импульс», его основная задача – показать как можно шире области науки, заинтересовать детей.
10-11 лет – направление «Динамика», ребята этого возраста уже более детально изучают какую-то область знаний в течение учебного семестра.
И, наконец, направление «Векторы», запускаемое впервые в новом учебном году, для ребят 12-13 лет. Студент уже изначально выбирает один из шести предложенных научных курсов – векторов – и на протяжении семестра занимается в рамках этого вектора под руководством научного куратора, а итогом учебы становится презентация проекта. Ребят младше или старше этих возрастных границ в Университет пока не принимают.

Семейный гороскоп