Опубликовано 18 марта 2017, 12:00

В каком возрасте ребёнок должен идти в школу: мнение Гордона Ньюфелда

Весной родителям шестилеток приходится решать: отдавать ребенка в школу осенью, не дожидаясь 7 лет, или не торопиться.
В каком возрасте ребёнок должен идти в школу: мнение Гордона Ньюфелда

Ребенок с успехом прошел комиссию? Педагоги не дали однозначного «да» или «нет» по поводу готовности вашего шестилетки к школе и переложили ответственность за окончательное решение на вас? Это значит, что вы сейчас ужасно мучаетесь перед выбором. Сомневаетесь и боитесь.

Но «Летидор» знает, как вам помочь, а точнее – кто может вам помочь. Это прекрасный канадский психолог Гордон Ньюфелд, который умеет успокоить мам и пап и дать обеспокоенным родителям конкретные прикладные советы.

Итак, в каком возрасте ребенок должен идти в школу? Отвечает Гордон Ньюфелд.

Это хороший вопрос. Это важный вопрос. Это вопрос готовности с точки зрения развития. А с точки зрения развития готовность – это самое главное. Но это не всегда учитывается. Считается: чем раньше – тем лучше, чем больше – тем лучше. Но это не так.

Развитие должно пройти определенные вехи и стадии и принести определенные плоды. Оценивая готовность, нужно смотреть на три основных показателя.

Может ли ребёнок держаться за вас, когда вы не вместе? Достаточно ли надёжно он привязан, чтобы сохранять ощущение контакта с вами?

В идеале к пяти годам ребёнок должен отдать вам своё сердце и у него должно быть ощущение глубокой эмоциональной связи с вами. К этому времени, если мы посмотрим на привязанность, уже существуют по крайней мере пять различных способов поддерживать связь на расстоянии. И, как может показаться, это именно тот возраст, когда ребёнок в состоянии выдерживать всё больше и больше разделения. Но если ребёнок, будучи в разлуке, заменяет вас кем-то или не может держаться за вас, это говорит о том, что он пока ещё не готов справиться с этим разделением.

Вторым показателем служит то, может ли он оставаться самим собой, общаясь со сверстниками. Справляется ли с общением в социуме? Если ребёнок возвращается из школы или после игр с другими детьми, и у него теперь новый любимый цвет, чужой смех, чьё-то выражение лица, новые пристрастия в одежде, то очевидно, что у ребёнка ещё не достаточно развита собственная индивидуальность. Но мы упускаем это из виду.

Дети должны быть достаточно независимы, чтобы оставаться самими собой, находясь в обществе других.

Это также касается и нас, взрослых. Поэтому это важно.

В-третьих, дети должны быть готовы к обучению у учителей, к которым они не привязаны. Если мы внимательно посмотрим на всё это, то нам станет совершенно очевидно – подразумевалось, что детей должны учить те, к кому они привязаны, дети должны оставаться внутри своей деревни привязанностей до тех пор, пока не появятся плоды этой самой привязанности. И одним из этих плодов, одной из вех в развитии будет готовность к обучению, что является необходимым условием для того, чтобы школа приносила пользу.

Любопытство при встрече с неизвестным. Грусть при столкновении с разочарованием, ведь именно это позволяет нам учиться на своих ошибках. И смешанные чувства при возникновении внутреннего конфликта.

Но это начинает развиваться только в возрасте 5-6-7 лет.

А ведь это совершенно необходимые условия для того, чтобы обучение в школе приносило ребёнку пользу. Если этого нет, значит, ребёнок ещё не готов. Вот почему многие подростки не получают пользы от обучения в школе. Их потребности игнорируются школой. А ведь они могут учиться только от тех, к кому привязаны.

Вот это и есть три показателя готовности с точки зрения развития. И они полностью переворачивают наше понимание того, когда нужно отправлять ребёнка в школу.

Перевод Юлии Твердохлебовой