«Успеваемость в однополых школах выше, чем в смешанных»: Александр Гизи — о российском и зарубежном образовании
18-19 марта в Москве пройдет Образовательный форум World Schools Show. Первый день посвящен родителям — они смогут не только узнать о новых тенденциях, частных школах, но и задать свои вопросы представителям школ, а также независимым экспертам в сфере образования. Второй день форума соберет профессионалов — директоров и учредителей частных учебных заведений России и мира — для обмена опытом и обсуждения внутренних вопросов частного образования.
«Летидор» пообщался с основателем и организатором Образовательного форума World Schools Show и основателем Международного образовательного клуба Александром Гизи.
Александр, расскажите, на что важно обратить внимание при выборе школы в первую очередь?
В первую очередь необходимо определить цели, которые вы хотите достичь в школе на текущем этапе образования. Например, если это начальная школа, то одной из главных целей я вижу привить ребенку желание учиться — чтобы он полюбил этот процесс, чтобы учеба была интересной.
Для средней школы целью может быть создание хорошей базы знаний по предметам и т.д. Однако цели родителей должны совпадать с желаниями и возможностями ребенка. Иначе ничего не получится. Необходимо прислушаться к своему ребенку, поизучать его и решить, что самое важное для него.
Дети разные, у каждого свои потребности, свои особенности. Например, одному ребенку идеально подойдет маленькая камерная школа с узкой специализацией, а другой, более активный и общительный ученик с разносторонними интересами, в такой школе просто задохнется.
Когда с целями определено, можно переходить к подбору школы. Действовать нужно комплексно.
Сначала стоит найти несколько школ, подходящих по самым значимым параметрам, а из них уже выбирать оптимальную, основываясь на своих впечатлениях. Именно на своих. Лучше не полагаться на рекомендации друзей.
Нужно пообщаться с детьми и педагогами, посетить дни открытых дверей, по возможности договориться о пробных уроках для своего ребенка. Тогда у вас сложится полная картина о школе и выбрать будет проще.
Есть ли какие-то подводные камни, о которых надо знать каждому родителю?
Безусловно. Обязательно проверяйте информацию, которую транслирует школа, когда общается с вами как с потенциальным «покупателем». Найдите способ связаться с родителями учеников школы и получите информацию от них. Если вы не найдете совпадений, то стоит задуматься.
Если говорить о частных школах, особенно зарубежных, то неприятным сюрпризом для родителей могут стать дополнительные расходы.
Это могут быть дополнительные уроки английского, расходы на поездки и т.д. Стоит внимательно изучить условия договора и ценообразование либо воспользоваться услугами специалиста.
Есть целый ряд факторов, очевидных для специалиста по зарубежному образованию, которые могут стать определяющими в решении, подойдет та или иная школа или нет. К примеру, соотношение бордеров (детей, проживающих в школе) к дневным студентам.
Мало кто из родителей обратит внимание на этот показатель, а зря!
Ведь если бордеров не более 20-30%, в выходные в школе останется минимальное количество персонала, большая часть учеников будет дома, а те дети, которые живут на пансионе и останутся в школе, будут чувствовать себя покинутыми. Казалось бы, ничего страшного, но когда ты первый раз надолго вдали от дома, мотивации это не добавляет!
Что лучше: отправить ребенка учиться за границу или все-таки найти аналогичную программу здесь? От какого варианта стоит ждать большего академического результата?
Однозначного ответа нет. Тут все зависит от многих факторов: вашего личного видения ситуации, отношений в семье, желания ребенка уехать за рубеж и вашей готовности его отпустить. Но если говорить о максимальном академическом результате с перспективой поступить в ведущий зарубежный вуз, то российские школы, работающие по зарубежным программам, на данный момент все-таки значительно уступают иностранным учебным заведениям.
Да, обучение ведется на английском, но в ряде случаев с оговорками.
Опять же не все предметы могут быть доступны к изучению.
Какие страны зарекомендовали себя на рынке образовательных услуг? Стоит ли обращать внимание на школы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона?
Самые востребованные направления – это Англия, США, Канада, Швейцария. Азитско-Тихоокеанский регион, безусловно, перспективен, но подходит далеко не всем: другая ментальность, другая культура. Нужно быть человеком очень широких взглядов, чтобы, например, отправить ребенка в Сингапур…
Когда-то я сам изучал арабский язык (он был тогда очень перспективным), но в какой-то момент понял, что восточная культура мне не настолько близка, чтобы развиваться в ней профессионально.
Выбирая обучение за рубежом, какую школу стоит рассматривать: однополую или смешанную? Есть ли у вас какая-то статистика по успеваемости в тех и других школах?
По статистике, успеваемость в однополых школах выше, причем школы для девочек опережают школы для мальчиков.
В 2011 году я проводил небольшое исследование на эту тему. Я анализировал рейтинг британских частных школ, составленный газетой The Times. Выяснилось, что среди первых 20 школ в рейтинге отсутствуют школы совместного обучения, но присутствуют 12 школ для девочек и 8 школ для мальчиков. В первой же сотне всего 26 школ совместного обучения, но 49 школ для девочек и 25 школ для мальчиков.
Причины, на мой взгляд, очевидны: дети не отвлекаются на противоположный пол, больше концентрируются на учебе, нет разрыва в развитии (не секрет, что девочки до определенного возраста опережают мальчиков).
Если важен только показатель успеваемости, однополые школы, безусловно, сильней.
Но при выборе типа школы исходить только из одного этого параметра неправильно. Все зависит от семьи, от взглядов родителей, все-таки однополые школы это довольно специфическая история. По моему опыту, школы раздельного обучения, как правило, выбирают очень традиционные, патриархальные семьи.
Для ребенка какого возраста можно рассматривать постоянное обучение за границей?
В заграничные школы рекомендуется поступать в 11-13 лет. Если начать в этом возрасте, к старшим классам ребенок свободно владеет иностранным языком и заканчивает среднюю школу наравне с местными детьми.
Чем старше ребенок, тем выше требования по языку при поступлении.
Ограничений по большому счету нет, многие ребята уезжают и в 15, и в 16 лет, но для учеников с невысоким уровнем английского может потребоваться дополнительный учебный год на адаптацию.
Как решить проблему общения, когда родители долго не видятся с ребенком, обучающимся в закрытой школе? Ведь никакие звонки по Skype не заменят возможность провести время всей семьей или просто пообщаться по душам.
Каникулы и выходные есть в любой школе. Если говорить о Европе, всегда можно приехать и забрать ребенка на субботу-воскресенье. Учитывая современный ритм жизни, родители и дети, и живя в России, зачастую проводят вместе совсем не много времени.
Проблема расстояния в ряде случаев делает общение более качественным и наполненным. Так или иначе, каждый родитель решает сам, готов ли он отпустить ребенка и в каком возрасте. Для кого-то формат обучения детей за рубежом в школе-пансионе в принципе неприемлем.
В любом случае решение учиться за рубежом должно быть обоюдным. И родители, и ребенок должны совпадать в этом. Иначе результата не будет! Поэтому очень важно правильно определить цели, как я и говорил в начале нашего разговора.
Чтобы определить, что для вас самое важное при выборе школы, приходите на выставку частных школ 18 марта и задайте свои вопросы представителям школ, а также независимым экспертам в сфере образования.