Успехи школьников можно предсказать до начала обучения
Успехи школьников можно предсказать до начала обучения
© Depositphotos
Новое исследование показало: прогресс первоклассников в математике и словесности на конец учебного года определяется уровнем дошкольной подготовки и социально-экономическим статусом родителей.
Ученые изучили данные около 1300 первоклассников из 38 общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Первый раз детей протестировали осенью – «на входе» в школу, второй раз – «на выходе» – весной. Проверялись навыки ребят в словесности (письмо, словарный запас, чтение) и в математике (простой счет, сложение и вычитание, умение решать задачи). Различия показателей за год и стали показателями прогресса по школьным предметам.
Исследователи также оценивали социальное и эмоциональное развитие ученика, профессионализм учителей и характеристику семьи (образование, профессиональный статус, материальное положение родителей, воспитательные практики в семье). В результате специалисты выяснили, что статус школы влияет на успехи детей – результаты в школах повышенного статуса были более сильными, однако этот показатель вторичен. Дело в том, что в такие школы приходят в среднем более подготовленные дети, а их абсолютный прогресс за год практически совпадает с прогрессом учащихся обычных школ.
«Наибольшее влияние на балл ребенка по математике за первый год обучения в школе оказывают дошкольный уровень математической подготовки и социально-экономический статус семьи, который, в свою очередь, зачастую является следствием хорошего образования родителей», – объяснили исследователи.
Добавим, что вопрос о возможностях прогнозирования эффективного обучения в школе по-прежнему остается одним из самых актуальных как для родителей, так и для учителей. В связи с этим исследования на данную тематику не прекращаются.