Опубликовано 02 февраля 2012, 00:00

Учимся дома: социальная сеть домашнего образования

Ребенок вовсе не обязан посещать школу, и образование своим детям родитель может выбирать, как выбирает одежду на вырост. Но об этом праве знают совсем немногие родители. Речь идет о "семейном образовании", или "образовании на дому".
Учимся дома: социальная сеть домашнего образования

Учимся дома: социальная сеть домашнего образования

Ребенок вовсе не обязан посещать школу, и образование своим детям родитель может выбирать, как выбирает одежду на вырост. Но об этом праве знают совсем немногие родители. Речь идет о "семейном образовании", или "образовании на дому". Сегодня в гости к "Правоведу" пришел **Павел Парфентьев** , идеолог домашнего образования, председатель МОО "За Права семьи", автор книги "Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату", а также автор идеи первой в России социальной сети "Учимся дома". В этой беседе Павел рассказывает,  как связана система обязательного общего образования и тоталитарное государство, в чем плюсы домашнего образования и как необходимо изменить закон, чтобы альтернативные формы образования не подвергались дискриминации. Ниже вы можете послушать запись, а также прочесть ключевые цитаты из этого интервью. История домашнего образования. Правда ли, что раньше этот вид обучения был доступен лишь детям с проблемами здоровья? Почему в последнее время так вырос интерес к образованию на дому? _ **Парфентьев** :_ "В России есть несколько способов и несколько законных режимов, чтобы осуществлять такое образование". "Именно домашнее образование исторически было первым и главным способом обучения детей. Школа появляется как помощь семье, причем необязательная". "Впервые обязательное и принудительное образование детей возникает в Пруссии периода ее активной милитаристской экспансии, и цель этой системы состояла в том, чтобы подготовить из детей идеальных служащих, рабочих, военных для государства, которое активно военно расширяется. Система обязательного образования детей, исходя из истории, - это явление тоталитарного государства".

**- Является ли семейное образование допустимой альтернативой школьному? Информированы ли родители о возможности такого вида образования? Что говорит действующий Федеральный Закон об образовании?** **_Парфентьев:_**"Согласно ст. 52 п. 4 Закона об образовании, все родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. В соответствии с действующим законодательством (ст. 63 СК РФ, ст. 52 Закона об образовании) именно родители, а не школа, отвечают за образование ребенка. Именно родители имеют право не только выбора образовательного учреждения, но и формы получения образования ребенком. При этом, никаких ограничений на эту форму не накладывается. Закон также не требует от родителей и педагогического образования". "Дети-инвалиды могут получать надомное обучение, когда учителя из школы приходят на дом. Семейное образование и экстернат доступны всем детям без ограничений по здоровью. При этом, родители сами отвечают за организацию процесса обучения. При семейном образовании, в школе дети только проходят промежуточные и итоговые аттестации."

**- Требуется ли присутствие родителя дома, и как это возможно для современных родителей? Что отметили круглом столе в общественной палате?** _ **Парфентьев** :_ "В домашнем образовании мы успешно реализуем то, к чему пока еще только стремится реформа образования школьного".

**- Почему лучше учиться в семье?** _ **Парфентьев:** _ "Исследования показывают, что при социализации в школе ребенок оказывается в искусственно созданной одновозрастной среде сверстников. Семья - структура более сложная, и за счет этого ребенок оказывается вовлечен в разные социальные взаимосвязи, тянется к уровню более старших членов семьи, более ответственных. Семейное образование опирается на образовательную культуру семьи, то есть ребенок перенимает отношение к познанию и учебе со стороны самих родителей".

**- Каким будет новый законопроект об образовании и какое место там занимает "семейное образование". Чем отличаются поправки в Закон об образовании в разных регионах?** **_Парфентьев:_**"До 2004 года ФЗ предусматривал компенсацию, соответствующую финансирования ученика в школе. В настоящий момент компенсация осталась лишь в нескольких регионах, в т.ч. в Москве. Мы считаем это дискриминацией".

**Как законом отрегулированы такие формы обучения, как экстернат, самообразование, семейное образование и в чем их отличия?** _ **Парфентьев:** _ "Семейное образование сейчас на федеральном уровне не отрегулировано никак, особенно в тех регионах, где нет и региональных положений о семейном образовании, - все оказывается на усмотрение школы. Бывают ситуации, когда школа требует чуть ли еженедельной сдачи аттестации, посещения школы, что не соответствует специфике семейного образования, и попросту безграмотно".