Учеба в Испании для самых маленьких
Учеба в Испании для самых маленьких
Вот уже два года мы с сыном живем в солнечной Испании на берегу внутреннего моря Мар Менор в регионе Мурсия. Получали национальную визу и потом резиденцию под мою учебу в университете Картахены, но учусь здесь не только я – ребенок тоже ходит в местный колледж.
Почему Испания? Во-первых, с самого первого приезда сюда в 2002 году я поняла, что это моя страна и я хочу здесь жить. Во-вторых, я знаю испанский язык. В-третьих, наш переезд был скорее необходимостью, чем блажью – мой сын аллергик, мы просто поменяли неблагоприятный климат на лучшие условия для его здоровья. Сначала мы приезжали отдыхать сюда несколько раз, чтобы убедиться, что местный климат нам подходит. Потом стали готовить документы и выбирать место дислокации.
Жить хотелось в том маленьком городке, где мы отдыхали, потому что все вокруг было уже знакомое и родное. К тому же, хотелось устроиться недалеко от моря. Вдоль набережных здесь располагается курортная зона, образовательных центров – раз, два и обчелся. Поскольку машину я не вожу, выбор был невелик. Определившись с колледжем (именно так называется наше учебное заведение), мы нашли квартиру в пешей доступности от него и от остальных жизненно важных точек (супермаркет, аптека, рынок, море, автобусная остановка и т.п.).
Наш колледж принимает детей с 3 до 12 лет. Первые три годы идет ступень «инфантиль», чем-то похожая на российский детский сад. Потом – шесть лет начальной школы. Когда мы только переехали, сыну было чуть меньше пяти лет. Ребенок пошел на последний курс «инфантиля», подготовительный перед первым классом, что оказалось весьма удачно – в отличие от меня сын не говорил на испанском языке, и первые месяцы дались с трудом. Хоть он мне заявил еще тем летом «мама, давай останемся здесь навсегда», поменять кардинально среду обитания, где все другое и ты не понимаешь, о чем вокруг говорят, сложно.
Дошкольное образование хорошо тем, что дети заняты рисованием, раскрашиванием, лепкой и лишь потихонечку проходят буквы алфавита и первые цифры. Таким образом, у моего сына было довольно удобное погружение в языковую среду – все объяснялось медленно, на пальцах и повторялось по много раз. Если бы ему сразу пришлось идти в первый класс, стресс получился бы в разы сильнее. Уже через два месяца ребенок говорил нехитрые предложения и читал по слогам. Конечно, мне приходилось много заниматься с ним дома, чтобы он как можно быстрее и легче влился в учебный процесс, но оно того стоило. В конце первого года обучения преподавательница сказала, что мой сын – единственный в классе, кто способен написать диктант. Все остальные могут только скопировать с написанное.
Дети в колледже учатся с 9 до 14, в июне и сентябре – до 13. Ребенок должен позавтракать дома и взять с собой перекус. В 10.45 во всех классах начинается первая перемена, отведенная на второй завтрак. И если в «инфантиле» нам ничего не говорили по поводу еды, которую приносит с собой ребенок, в начальной школе запретили давать детям с собой сладости (шоколадки, жвачки, леденцы и т.п.). Один день в неделю (в нашем классе это среда) был устроен день фрукта – каждый приносит с собой на перекус овощ или фрукт (яблоко, морковку, банан и т.п.). Длится перемена всего пятнадцать минут, после чего ученики начальной школы приступают к следующим урокам, а младшие группы выходят на прогулку. Для малышей оборудован обособленный маленький корпус для занятий и отдельное патио с детской площадкой для прогулок.
В отличие от российских детских садов, колледж работает по одинаковой для всех схеме: обучение разделено на триместры, после каждого – каникулы. Первые зимой – на Рождество и Новый год, обычно с 23 декабря по 7 января. Вторые весной – приурочены к Пасхе и оттого плавающие: то в марте, то в апреле. И, наконец, самые длинные каникулы у детей летом – с 21 июня, летнего солнцестояния и до первых числе сентября. Что делать работающим родителям во время каникул? Либо искать няню, либо сплавлять бабушкам, либо отправлять в каникулярную школу, которая, к сожалению, работает не во всех колледжах. В нашем, например, нет. А в соседнем месяц пребывания ребенка летом стоит 70 евро.
Мой сын учится в государственном колледже, то есть бесплатно. Тратиться приходится лишь на учебные материалы и канцелярские принадлежности. В «инфантиле» комплект для занятий обошелся мне в 100 евро, плюс 30 евро я сдала учительнице на краски, мелки, пластилин и т.п. В первом и втором классе каждый родитель сам экипировал свое чадо. Чем старше ребенок, тем дороже учебники. Так в первом классе я заплатила 200 евро, а во втором – 270 евро.
Интересно, что столы для занятий в классах стоят не всегда рядами, как принято в России. Все зависит от преподавателя и от самого помещения. Так в «инфантиле» у нас были столы-кружочки, за которыми помещались 5-6 человек, в первом классе аудитория досталась узкая, и все парты поставили буквой П. И только сейчас, во втором классе, столы стоят рядами. Школьные парты здесь индивидуальны для каждого ученика, их ставят вместе по две или три штуки в ряд. Мой сын в этом году сидит вместе с двумя девочками.
В начале года проводится родительское собрание, где выдается календарь праздников и каникул, а также правила поведения в колледже. Нас просят приводить детей чистыми и опрятными, проверять регулярно головы на наличие вшей, следить за выполнением домашних заданий и помогать своему чаду в учебе. Задания на дом пока выдаются только на выходные, среди недели могут отдать те упражнения, которые не успел доделать в классе.
Уроки в первом и втором классе практически одинаковые: математика, испанский язык и литература, природоведение и окружающая среда, физкультура, английский язык, артистизм (здесь в основном музыка) и католическая религия. Последнее – по желанию. Поскольку в нашем колледже много марокканцев, то им нашли преподавателя арабского языка, и, пока испанские дети изучают католицизм, марокканские ребятишки учат свой родной язык. Математика и испанский язык преподаются каждый день, английский – 2 раза в неделю. 4 раза в неделю у детей физкультура. Здесь нет раздевалок, и ученики не носят с собой спортивную форму – они сразу в ней приходят в колледж. С собой каждый ребенок должен иметь так называемую спортивную сумку с маленьким полотенцем и мылом, чтобы после урока физкультуры умыть лицо и руки.
Перемены в начальной школе всего две: одна в 10.45 на второй завтрак и вторая в 12.45 – прогулка в школьном дворе, если не идет дождь. Прогулка строго обязательная – всех выгоняют на улицу, оставаться в классе не разрешается. В остальное же время уроки идут сплошным потоком: с 9 до 10 – первый, с 10 до 10.45 – второй, с 11 до 12 – третий, с 12 до 12.45 – четвертый, с 13.00 до 14.00 – пятый. Преподаватели разные. У нас классный руководитель учит детей математике, испанскому языку и природоведению, а отдельные педагоги занимаются с ними физкультурой, английским языком, артистизмом, религией, арабским языком. Учителя приходят сами, дети занимаются все время в одном и том же классе, за исключением физкультуры (во дворе стоит спортивный павильон, в хорошую погоду урок проходит на улице) и артистизма.
В конце каждого триместра ученикам выдают табель с оценками. Цифр здесь нет, и сама шкала немножко отличается от российской:
SB – sobresaliente – отлично – наша пятерка
NT – notable – прилично – между 4 и 5
BI – bien – хорошо – наша четверка
SU – suficiente – удовлетворительно – наша тройка
NS – no suficiente – неудовлетворительно – наша двойка.
NE – no evaluable – не оценивается.
Единицы не ставят.
В этом году всем было велено иметь при себе дневник. Классная руководительница сказала, что теперь они детки большие, и она будет оценивать работу каждого ученика в конце недели. Таким образом, родители могут быть в курсе успеваемости своего ребенка постоянно. Если в начале обучения в колледже я помогала ребенку с испанским языком, то теперь в этом нет необходимости. Учительница говорит, что он болтает безумолку, ей даже пришлось отсадить его на последнюю парту, потому что он сам не работал и другим не давал. Ну, будем надеяться, не принесет «неуд» по поведению.