У ребенка не получается писать и читать: как помочь ему догнать сверстников в школе
Разбираемся вместе с практикующим логопедом© Freepik
Как понять, есть ли реальные проблемы у учеников 1-3 класса с освоением грамоты, как решить эту проблему самостоятельно и когда требуется вмешательство специалистов, «Летидор» попросил рассказать Ольгу Азову, практикующего логопеда, директора детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед» и доцента кафедры логопедии Московского психолого-социального университета.
Как понять, отстает ли мой ребенок
Чтение и письмо — не такие простые механические процессы, какими могут показаться нам, взрослым. Это слаженная работа сразу нескольких высших психических функций. И обращать внимание важно не только на скорость, но и на такие факторы, как способ чтения, наличие ошибок, понимание того, что читаешь или пишешь.
При желании можно научиться читать со скоростью больше 1000 слов в минуту — но зачем это школьнику?
Когда логопед оценивает ребенка на предмет задержек, он смотрит, каким способом тот читает: по слогам, слог+слово, бегло или просто последовательно называет буквы в слове (Б, А, Б, А). Последний способ называется бухштабированием, и на самом деле его даже нельзя назвать чтением, это говорит о том, что обучение проходило неправильно.
Затем логопед фиксирует ошибки — логопедические и грамматические, оценивает уровень понимания текста. Ведь ребенок читает, чтобы получать информацию, и на это мы обращаем особое внимание.
Нормативы по скорости чтения
- В конце первого класса – 30-40 слов (не менее 20-25 слов) в минуту
- В конце второго класса от 60 слов (не менее 40-50 слов) в минуту
- В конце третьего класса от 75 слов (не менее 60-70 слов) в минуту
- В конце четвертого класса – 95-100 слов (не менее 75-80 слов) в минуту
Нормативы по скорости письма
- В конце первого класса – 7-15 букв в минуту
- В конце второго класса – 25-35 букв в минуту
- В конце третьего класса – 45-55 букв в минуту
- В конце четвертого класса – 60-80 букв в минуту
Почему возникают сложности
У отставания в скорости чтения и письма может быть несколько причин: физиологические, неврологические, психологические и социальные.
Физиологические связаны с врожденными нарушениями — дисграфией и дислексией. Чаще всего они идут рука об руку, и работать с этим необходимо вместе с неврологом.
Неврологические причины — это головные боли, утомляемость, сонливость, носовые кровотечения, боли в спине и в ногах, нарушение осанки.
Бывает, что чтению и письму мешают психологические трудности: эмоциональная нестабильность (излишняя эмоциональность или раздражительность), трудности с концентрацией внимания, неуверенность в себе, высокий уровень тревожности и страх ошибки.
Или моторные и психомоторные трудности: слабая моторика руки, неуклюжесть и неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия и координации движений. Дети, незнакомые с «картой тела», путают «право» и «лево», не различают предлоги «над» и «под», что тоже создает трудности в чтении.
Наконец, иногда родители не учитывают банальные вещи: проблемы со зрением, неправильная посадка за партой, неудобная ручка и т.д.
Признаки дислексии/дисграфии
1. Неправильное называние/написание некоторых букв.
2. Замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В), замены букв на письме, соответствующих фонематически близким звукам: по глухости-звонкости (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш), по твердости-мягкости (б-бь, в-вь), шипящие-свистящие (ч-щ, ц-с), сонорные (р-л-й).
3. Побуквенное чтение (Р, А, М, А).
4. Искажение звуко-слоговой структуры слова:
а) пропуски согласных при стечении (кран — «кан»),
б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения (болото — «болто»),
в) добавления звуков/букв (винт — «винта»),
г) перестановки звуков/букв (грот — «ргот»),
д) пропуски, перестановки слогов (линейка — «нилейка»).
5. Чтение и письмо отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево.
6. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.
7. Аграмматизмы: «мести метлом», «пять журавлёв».
Как помочь ребенку справиться с проблемами
Помочь ребенку преодолеть отставание в чтении или письме могут и сами родители, но желательно делать это под руководством специалиста. Помимо обязательной диагностики у логопеда я бы также рекомендовала консультации нейропсихолога и невролога. Вместе они составят обучающий «маршрут», который подскажет, что делать дальше.
Не удивляйтесь, если специалист предложит вам странные на первый взгляд решения. Например, невролог может сказать, что в первую очередь надо сосредоточиться на проблеме запоров и головных болей.
Да, эти вещи напрямую не связаны с чтением или письмом, но без их решения бессмысленно двигаться дальше.
Для занятий дома лучше всего использовать красочные рабочие тетради. Например, у меня есть серия интерактивных буклетов «Чтение с увлечением», там ребенок может и читать, и рисовать. Еще мне очень нравится подход Тору Кумон, основателя системы обучения KUMON (тетради для разных возрастов по этой системе в России выпускает издательство МИФ): «Обучение ребенка не должно быть тяжелым и утомительным». Заниматься по этим пособиям весело и приятно. Все задания построены так, чтобы заинтересовать ребенка. Например, малыши в конце работы всегда получают что-то, что сделали сами (картинку, игрушку, поделку). То есть ребенок не учится, а играет — у него создается именно такое ощущение.
Я советую заранее определить, сколько ребенок должен выполнить упражнений, и заканчивать занятие до того, как он устал и хочет еще немного позаниматься.
Что касается количества раз и частоты занятий, Кумон предлагает следующее: заниматься каждый день по 20-30 минут, но если не получается (например, у родителя нет времени, и занятие превращается в стресс), то лучше не заниматься совсем и сделать это тогда, когда у обоих будет время и позитивный настрой. Так, утверждают японцы, пользы будет гораздо больше.
Как заниматься дома
Если вы понимаете, что у ребенка есть трудности с чтением и письмом, то заниматься этим желательно каждый день, особенно пока навык еще только формируется (то есть примерно до конца второго класса).
Вот еще несколько рекомендаций:
1. Практикуйте порционное чтение — читайте несколько раз понемногу в течение дня.
2. Поощряйте ребенка за чтение, но именно тем, что он любит.
3. Читайте книги, которые выбрал сам ребенок.
4. Практикуйте чтение по очереди.
Например, ребенок может читать более простые по структуре предложения, а родитель — рассуждения, описание природы и т.п.
5. Не игнорируйте семейное чтение. Важно выбрать книгу для чтения, которая будет интересна всем членам семьи. Если в ней есть диалоги, можно читать по ролям.
6. Читайте на ночь, чтобы это было последним событием дня. Продолжайте читать вслух даже взрослым детям.
**7.**Читайте тексты к диафильмам (он короткий и емкий, содержит иллюстрацию, при переключении кадра ребенок получает кратковременный отдых).
8. Читайте тексты на открытках. Можно использовать наборы открыток (стихи, сказки, мультфильмы), которые продавались раньше, а можно выполнить их самим.
9. Пусть читает все вокруг: вывески, заголовки в книгах, газетах.
10. Если ребенок любит рисовать, можно зарисовывать прочитанное.
11. Взрослый заранее читает текст и выписывает трудные слова, ребенок прочитывает их несколько раз. Когда трудные слова встретятся в тексте, о них уже «не споткнешься».
12. Условные обозначения помогут читать с выражением, с правильной интонацией. Взрослые заранее делают пометки в тексте карандашом.
13. Во время чтения останавливайтесь на кульминации сюжета (на начальном этапе), побуждая вернуться к содержанию вновь.
14. Читайте больше сами. Подражание — лучший инструмент, чтобы заинтересовать детей чем-либо.
Что делать, если чтение и письмо вызывают резкий протест
Нужно разбираться с проблемой комплексно: возможно, проблемы накапливались годами и тянулись еще из раннего детства.
Например, были сложности с речью, особенности слухового восприятия, моторные трудности.
Общие рекомендации следующие:
1. Нам понадобятся подкрепления — в первую очередь зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях).
2. Необходимо повторять инструкцию (задания к упражнению по письму) самим и просить повторить ребенка.
3. Важная составляющая — организация рабочего места. Оно должно быть максимально тихим и комфортным.
4. У ребенка должны быть как время для отдыха, так и для поручений по дому, других обязанностей.
5. Придерживайтесь четкого расписания дня, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы научить школьника чередовать интервалы отдыха и занятий.
- Следите за питанием ребенка и регулярностью стула. Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов.
7. Организуйте физические нагрузки.
Стресс — всегда дополнительная усугубляющая проблема. Следите, чтобы ребенок не попал в такие ситуации, где ему самому не справиться, поддерживайте его.
Если в течение первого класса ваши сын или дочь не поняли принцип чтения и письма, а к концу второго класса не поменяли способ чтения (с послогового на беглое) и не научились писать под диктовку вместе с классом, это повод обратиться к специалистам. В первую очередь — логопеду, а затем неврологу, психологу и нейропсихологу.
Что еще может стать поводом для похода к логопеду и врачам:
- Жалобы на «плохое поведение»
- Нежелание учиться
- Нарушение внимания, памяти
- Плохо и длительно усваивает материал
- Медленно включается в работу
- Низкая скорость чтения и нежелание читать
- На письме отмечаются специфические (дисграфические и дизорфографические ошибки).
Фото: Depositphotos, Freepik