Три ошибки при обучении ребенка чтению, которых можно избежать
Логопед – о том, как понять, готов ли ребенок учиться чтению и как избежать распространенных ошибок© Freepik
Руководитель направления «Логопедия» в онлайн-платформе развития речи у детей Novator Юлия Брызгалова рассказал «Летидору», какие еще ошибки допускают родители при обучении детей чтению и почему лучше доверить эту задачу педагогу.
Как понять, что ребенок готов учиться читать
К моменту обучения чтению важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и имел развитый фонематический слух — четко и правильно понимал, что ему говорят.
Например, если ребенок не слышит разницы между словами «мишка» и «миска» или «коса» и «коза», плохо произносит некоторые звуки, то сначала нужно решить эту проблему, и только потом приступать к чтению.
Помимо этого, дети могут путать слоги, испытывать трудности с тем, чтобы рассказать, как прошел их день или что они ели в детском саду — все это тоже затормаживает обучение. Поэтому первоочередная задача логопеда — провести диагностику и понять, есть ли уже у ребенка проблемы с речью. Если да, то решить в первую очередь стоит их, а потом уже переходить к более сложным задачам.
Второй важный момент — готовность нервной системы. Каждый родитель должен понимать, что структуры головного мозга, отвечающие за процесс чтения, как правило, развиваются ближе к пяти-шести годам. Безусловно, одни дети готовы к чтению раньше, другие — позже. Но в первую очередь нужно обращать внимание, насколько ребенок усидчив, как он держит зрительное внимание, хорошо ли ориентируется в пространстве, может ли рассказывать короткие истории — все это относится к регуляторным функциям психики. К моменту начала обучения все они должны быть сформированы, потому что чтение — это не только механическое умение распознавать и произносить буквы, но и когнитивная способность понимать написанное.
К шести годам у ребенка уже должно быть сформировано произношение всех звуков и поставлена речь.
Это позволяет дальше учиться читать и писать правильно. Но в целом диагностика у логопеда полезна на каждом этапе развития ребенка — она помогает оперативно корректировать едва возникшие проблемы. При этом обучать ребенка чтению могут как логопед или педагог, так и родители, если изучат всю необходимую литературу по этой теме.
Какие ошибки допускают родители при самостоятельном обучении
Ошибка №1. Рано начинают обучение. Не у всех детей сразу получается учиться читать, поэтому приходится искать причины такого поведения. Конечно, бывает так, что ребенок просто ленится. Но корень проблемы может заключаться и в том, что у него еще не сформированы необходимые структуры головного мозга, отвечающие за чтение, плохо развиты зрительное восприятие, обработка информации, память, внимание и так далее.
Ошибка №2. Учат буквы, а не звуки. Формирование неправильной связи между буквами и звуками – распространенная ошибка, которую допускают многие родители. Так, они разучивают с детьми буквы «б» и «м» как «бэ» и «эм». И когда ребенку нужно прочитать слова «баба» или «мама», он не понимает, почему они не читаются как «бэа-бэа» или «эма-эма». Переучивать ребенка после такого гораздо сложнее, чем сразу начать правильно.
Ошибка №3. Учат читать текст, а не понимать его. Даже взрослые порой испытывают проблемы с тем, чтобы пересказать только что прочитанный материал и сделать на его основе какие-то выводы. Поэтому на первых этапах обучения не нужно гнаться за скоростью или беглостью речи ребенка — важнее учить его осознавать текст и расширять словарный запас.
Более того, даже если ребенок занимается с логопедом, показывает хорошие результаты на занятиях, но при этом дома кто-то из взрослых говорит неправильно, то все, чему учил логопед, постепенно забывается. Поэтому иногда к занятиям нужно подключать самих родителей, старших братьев, сестер и других домочадцев.
Такие ошибки могут пагубно сказаться на мотивации в учебе: если ребенок больше не хочет читать, это снижает неосознанную грамотность и мешает развитию кругозора. Более начитанные дети, как правило, пишут грамотнее, поскольку все виды речевой деятельности связаны с функциями мозга и друг с другом.
Как логопед помогает учиться читать
Формирует фонематический слух, слоговую структуру слова и правильное произношение звуков. Первым делом перед обучением нужно устранить те дефекты, которые могут помешать правильному чтению. Родители порой сами не слышат, что ребенок многие звуки произносит неправильно.
Например, они приходят на занятия к логопеду с тем, чтобы поставить звук «р», а на диагностике оказывается, что страдает не один, а десять звуков.
Другая проблема, которая есть у детей, — неправильная постановка слогов. Это уже относится к работе с ритмом — одной из составляющих при обучении чтению. Кроме того, логопед смотрит на тонус языка и мышц артикуляционного аппарата, на что не всегда обращают достаточное внимание даже неврологи, а это напрямую влияет на произношение звуков. В процессе работы с логопедом все эти нарушения корректируются
Тренирует высшие психические функции. Логопед не только учит читать, но и развивает внимание, память, мышление, связи и так далее. Это та база, которая в будущем помогает ребенку легче взаимодействовать с окружающим миром.
Если родитель уделит должное внимание правильному обучению ребенка, то можно все сделать самостоятельно.
Что делать родителям
В первую очередь родителям стоит мотивировать детей учиться. Например, можно найти супергероя, который говорит правильно, и предложить ребенку стать таким же, как этот герой. Если ребенок сам захочет красиво говорить и поймет, зачем это нужно, то ему будет намного легче.
Кроме того, взрослым стоит подавать собственный пример и читать вместе с ребенком, а в случае речевых проблем у родителей — не транслировать ребенку собственные ошибки, а пройти обследование у логопеда и решить их.
Небольшой лайфхак для тех, чьи дети уже знают буквы: когда читаете ребенку, останавливайтесь на самом интересном месте под предлогом попить воды или просто отойти в соседнюю комнату, оставляя при этом книгу открытой.
Если ребенку интересно, он сам попытается почитать дальше. Тех, кто только учится, можно просить пересказывать услышанное, обсуждать с ними книгу — кто поступил хорошо, кто плохо, почему и так далее.
Главное для родителей — участвовать в обучении через позитивное подкрепление. Если ребенка постоянно ругать и заставлять читать неинтересное, то у него будут формироваться соответствующие ассоциации с этим процессом. Нужно подходить к чтению так, чтобы оно было приятным для ребенка.
Фото: Freepik