Опубликовано 05 марта 2019, 09:00

«Травля — это безумное упрощение человеческих отношений»: педагог Дима Зицер

Дима Зицер о том, как наша образовательная система в некотором роде способствует появлению травли.
«Травля — это безумное упрощение человеческих отношений»: педагог Дима Зицер

© Shutterstock/VOSTOCK

Травля (или буллинг) — одна из главных опасностей, с которой в нашей стране ежедневно сталкивается 10 % школьников. Дети отправляются на учебу, как на войну, зная, что не найдут поддержки ни у учителей, ни у сверстников, ни у семьи.

О том, почему мы сами запускаем маятник буллинга, на выступлении лектория «Прямая речь» рассказал педагог, директор школы «Апельсин» и Института неформального образования INO Дима Зицер.

Мы послушали лекцию и хотим поделиться с вами фрагментом, который открывает истинное значение понятий «коллектив» и «социализация».

Дима Зицер

Дима Зицер

Буллинг — это безумное упрощение человеческих отношений. Мы оказываемся в ситуации, когда одному противостоит стая.

Почему я называю эту ситуацию безумно упрощенной? Потому что люди используют в ней почти животные инструменты. Мы видим человека, непохожего на нас, и думаем: «Он другой!» И в этот момент мы не разбираемся, что с ним не так, не задумываемся о причинах его инаковости.

Мы даем ему оценку: ты дурак, неряха, малявка, дылда и так далее.

Развивать такой сценарий отношений нам проще всего. И если мы ступили на путь травли, с него мы не сойдем никогда. А зачем? Дальше мы начнем рефлексировать, сомневаться и… протаптывать другую дорожку. Дорожка травли — проще и понятнее.

Сегодня у нас большое количество возможностей не попадать в ситуацию травли. Как это сделать? Усложнять, работать над отношениями людей друг к другу, в том числе и в школе. Усложнять, следовательно, объяснять ученикам, что все люди разные.

«Травля — это безумное упрощение человеческих отношений»: педагог Дима Зицер

© Shutterstock/VOSTOCK

А что делает школа?

Обычно мы говорим, что школа решает две задачи. Первая — из неграмотного человека делает грамотного. Вторая — социализирует детей. То есть дает ученикам возможность выстраивать бесконечное количество взаимодействий с разными людьми. В том числе с неряхами, малявками и дылдами.

Но школа, к сожалению, не всегда реализует вторую задачу. Вспомните фильм «Чучело» и учительницу из него, которую больше всего в ситуации травли Бессольцевой возмутило, что дети ведут себя так, как не подобает коллективу. Они же коллектив, они должны быть все вместе: вместе тусоваться, выть песни и делать все, что положено делать классу в хорошей школе.

Но вот в чем проблема. Часто за принципом коллективизма «мы должны быть вместе» стоит установка «мы должны быть одинаковыми».

Именно это мы и видим в фильме на примере позиции классного руководителя из фильма «Чучело». А суть коллектива совсем не в этом. Она в том, что мы все разные, и, когда мы находимся в коллективе, у нас появляется множество возможностей для взаимодействия. Мы можем поговорить с соседом по парте, а можем не говорить. И при этом все будут прекрасно себя чувствовать!

Одна из педагогических целей школы — научить нас быть разными, принимать друг друга, а не выть песню «Лыжи у печки стоят», глядя в огонь.

Фото: Shutterstock/VOSTOCK