Тестирование учащихся на употребление наркотических средств
Тестирование учащихся на употребление наркотических средств
5 декабря 2013 г. вступил в силу Закон Федеральный закон от 07.06.2013 N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», регламентирующий проведение профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, и введение системы раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Данный Закон был разработан в целях реализации дополнительного комплекса мер, направленного на исполнение Указа Президента РФ № 690 от 09.06.2010 г. «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» и во исполнение подпункта «а» пункта 2 (абзац третий) Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (от 28 апреля 2011 г. № Пр-1151ГС). Тогда президент Дмитрий Медведев поддержал идею обязательных проверок школьников и студентов на наркозависимость. Изначально инициатива исходила от силовиков, которые ссылались на постоянный рост наркомании среди молодежи.
Согласно данным ООН, процент российского населения, злоупотребляющего опиатами, в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского сообщества. Согласно официальной статистике ФСКН, наркотические средства регулярно употребляют около 5 миллионов россиян. Среди них подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет – до 2 миллионов человек. По мнению специалистов, тестирование школьников на употребление наркотиков должно стать мощным профилактическим средством.
Законом внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по организации профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляют соответствующую компетенцию органов управления образованием и органов управления здравоохранением по раннему выявлению незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, законом устанавливается компетенция образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки РФ.
Согласно новому Закону система ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи, состоит из двух этапов:
Первый этап: введение социально-психологического тестирования учащихся с целью выявления групп риска;
Второй этап: проведение лабораторного тестирования учащихся в выявленных группах риска.
На первом этапе учащимся предложат пройти анонимное анкетирование. Анкеты разработаны профессиональными психологами с учетом возрастных особенностей учащихся. Министерство образования и науки РФ опубликовало для обсуждения нормативно-правовой акт, содержащий два варианта теста на наркотики для школьников.
Подростки в возрасте 13-14 лет будут проходить тестирование с согласия родителей, 15-17 летние – по собственному желанию. Оба варианта теста содержат более 100 вопросов, адаптированных для каждой возрастной группы. Ответить на вопросы учащиеся должны будут за 45 минут. Выявлять обучающихся с признаками аддиктивного поведения (склонности к пагубным привычкам) будут по опроснику Р.Б. Кеттела – самому распространенному анкетному методу оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Согласно данной методике, для выявления обучающихся 13-14 лет с признаками аддиктивного поведения используются факторы: степень эмоциональной устойчивости, степень принятия моральных норм, степень неискренности, степень самоконтроля. При этом решающее значение принадлежит фактору «степень принятия моральных норм». Его низкие показатели в сочетании с низкими показателями любых из двух оставшихся факторов и высоким показателем «неискренности», является основанием для отнесения респондента к «группе риска» и дает возможность сделать вывод о наличии у него склонности к отклоняющемуся поведению, говорится в документе.
Согласно проекту Приказа комиссия, осуществляющая непосредственное проведение тестирования, должна состоять из числа работников образовательной организации. При проведении тестирования в каждой аудитории должен присутствовать член комиссии, проводящий необходимые организационные и технические мероприятия, обеспечивающие соблюдение порядка. При проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателя представителей родительской общественности образовательной организации, проводящей тестирование. Перед началом проведения тестирования члены комиссии должны провести инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе проинформировать об условиях тестирования и его продолжительности. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории.
В свою очередь на руководителя образовательной организации возлагаются следующие обязанности:
– обеспечить в трехдневный срок с момента проведения тестирования направление акта передачи бланков тестирования и пакеты с заполненными бланками тестирования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование;
– обеспечить соблюдение конфиденциальности в процессе проведения тестирования и хранения результатов тестирования;
– обеспечить хранение в течение года информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, с целью организованного проведения тестирования образовательными организациями, расположенными на их территории, обеспечивают:
– формирование календарного плана проведения тестирования в рамках ежегодной диспансеризации обучающихся;
– назначение уполномоченного лица, ответственного за взаимодействие с образовательными организациями по приему результатов тестирования;
– обработку и анализ заполненных бланков тестирования;
– определение мест хранения результатов тестирования и соблюдение конфиденциальности при хранении и использовании бланков тестирования.
Обработка и анализ информации, полученной в результате проведенного тестирования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в соответствии с Методикой тестирования в период до тридцати календарных дней с момента получения от образовательных организаций пакетов с заполненными бланками тестирования. По результатам обработки бланков тестирования уполномоченным лицом составляется акт результатов тестирования, который передается в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан. По результатам опроса психологи выявят коллективы, где учатся ученики с предрасположенностью к употреблению наркотиков. Этому классу рекомендуют пройти следующий этап – медицинский.
Тестирование на употребление наркотиков должно проводиться в соответствии с действующими приказами Минздравсоцразвития РФ (в части касающейся правил забора биологических жидкостей – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» зарегистрировано в Минюсте РФ 26 февраля 2006 г. за N 7544) медицинской организацией, имеющей лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование. Кроме того, медработники, проводящие тестирование, предупреждаются об ответственности за разглашение врачебной тайны. Информация о положительном тесте на наркотики может быть сообщена только родителям ребенка и по их же запросу. Заключение о наличии или отсутствии психоактивных веществ в биологических жидкостях должно оформляться в соответствии с приказами Минздравсоцразвития РФ и любые результаты являются врачебной тайной.
Результаты тестирования, как уверяют специалисты, будут подлежать строгой конфиденциальности. Представителей силовых структур и образовательных учреждений с конкретными итогами проверок знакомить не планируется. Лишь цифры, и никаких имен. В первую очередь результаты тестирования предназначены для родителей. Таким образом, получается, что единственными, кто будет иметь доступ к информации под грифом «секретно», станут медики. Это будут специалисты либо районных поликлиник, либо областного психоневрологического диспансера. Для школьных врачей доступ к данным будет закрыт.
Если результаты выявят тревожные симптомы, медики и наркологи начнут вести с этим классом работу. В индивидуальном порядке специалисты будут беседовать с учениками, а также их родителями.
Законом предусматривается, что в случае выявления (подозрения на выявление) незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся, он направляется в специализированную медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь по профилю «наркология», также при наличии информированного согласия в письменной форме.
Обратите внимание: в рассматриваемой норме содержится элемент принудительности, что противоречит соблюдению прав человека и ребенка. Представляется, что слова «он направляется» лучше было бы заменить словами «ему предлагается направление». Законом предусматривается добровольность проведения тестирования, то есть предполагается, что от прохождения тестирования можно и отказаться. В проекте приказа также указано, что каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив в известность члена комиссии. Однако нигде не указаны последствия такого отказа.
Стоит ли говорить, что в случае отказа каждый рискует автоматически оказаться под подозрением. В качестве информации к размышлению отметим: в некоторых регионах России учеников, которые отказались от тестирования, ставили на учет на школьных наркопостах. По официальной версии – для проведения агитационно-профилактических бесед. Педагоги, медики и сотрудники наркоконтроля в ходе профилактической беседы попытаются выяснить у него причину отказа от тестирования. Родителям подростка, в свою очередь, расскажут, что проверить свое чадо на наркотики они могут и самостоятельно – в домашних условиях или на приеме у нарколога.
И естественно у родителей возникают опасения, что добровольный отказ от тестирования может обернуться для ученика угрозой давления и отчисления со стороны администрации образовательного учреждения. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
Следовательно, на настоящий день законодательство предусматривает только возможность отчисления за «неуспеваемость». Однако Минобрнауки РФ недавно опубликовало проект приказа «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», согласно которому меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Согласно документу, к учащимся можно применять три вида наказания: замечание, выговор и отчисление. Последние два – только к достигшим 15 лет.
Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, ни в действующем законодательстве, ни в проектах нормативно правовых актов нет прямого указания на то, что отказ от прохождения тестирования на употребление наркотиков или положительный результат такого тестирования может служить основанием для применения мер дисциплинарного взыскания, в том числе и отчисления, к учащемуся.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что на настоящий день Закон не доработан до конца, в нём больше «белых пятен», чем определённых, конкретных норм. Закон требует дальнейших усовершенствований, а именно решения вопросов о том, что делать с выявленными потребителями психоактивных веществ, с родителями, которые игнорируют результаты исследования, а также как поступать с теми, кто отказался от проведения исследования.