Смена школы: за и против
Смена школы: за и против
Новый учебный год – это новые знания, новые друзья, учителя… но также и новые проблемы. «Хочу перейти в другую школу!» – жалуясь, заявляет ребенок, вернувшись с уроков. Возможно, это просто усталость от непривычных нагрузок, детские капризы. Но что, если дело гораздо серьезнее?
Часто школьники бояться говорить о том, что их беспокоит. Но на подсознательном уровне они все же хотят поделиться своими переживаниями. В чем это может проявляться? По мнению французского эксперта Элен Романо, в первую очередь стоит обратить внимание на вещи ребенка: порванное пальто, промокшие тетради, сломанные карандаши… Конечно, дети всегда находят объяснение этим маленьким неприятностям. Вместо того, чтобы ругать их («Ты хоть представляешь себе, сколько стоит этот портфель?!»), присмотритесь к повседневной жизни малыша: возможно, ответ придет сам собой.
Аник Бриссон, французский специалист по работе с детьми младшего школьного возраста, считает смену учебного заведения крайней мерой: «Переходя в другую школу, мы не решаем проблему, а переносим ее. Редко встретишь школьника-агрессора, который выбирает только одну жертву. Я считаю, что проблему нужно решать в корне. Место учебы как перчатки не меняют».
К тому же, если вы просите о переводе в другую школу только потому, что «моему ребенку не нравится его учитель», то, скорее всего, вам ответят отказом. Для такого шага нужны серьезные причины. Конфликты в школе можно поделить на две категории: решаемые и нерешаемые. Первые нужно решать на месте – от них не убежать. А вот во втором случае смена школы является необходимой мерой.
Решаемые проблемы
1) Пропуски занятий. Часто «прогулы» связаны с тем, что ученик чувствует себя не комфортно в школе (например, из-за отсутствия друзей). Сначала ребенок отказывается идти в школу один, потом – обедать вместе со всеми в столовой, а затем – идти в школу. В такой ситуации не стоит задавать вопросы «в лоб» («У тебя что, нет друзей?», «У тебя проблемы с одноклассниками?») – от этого дети еще больше замыкаются в себе. Подходите к теме более осторожно, издалека: «Я слышал, что в школе иногда бывает непросто ужиться с некоторыми ребятами. Как по-твоему, это правда?». Так вы покажете ребенку, что его мнение важно для вас, что он может говорить откровенно.
2) «Ваш сын агрессивно ведет себя в школе!». Некоторые родители и не подозревают о том, что их ребенок – агрессор. И это не значит, что он «из трудной семьи». Часто внешняя агрессия – способ самозащиты. Когда дети что-то не принимают, или им что-то не нравится, и им не с кем поделиться переживаниями, весь негатив принимает форму агрессии. Что делать? Ответ прост: участвуйте в жизни вашего ребенка. «Как дела в школе?», «Тебе нравятся твои одноклассники?», «Что ты думаешь об учителях?» – эти, на первый взгляд, обычные вопросы дадут малышу возможность высказаться. Он увидит, что окружен понимающими и заботливыми людьми. Страх исчезнет, и агрессия пройдет.
3) Низкая успеваемость. Все когда-нибудь с этим сталкиваются. Кто-то ищет причину в придирчивых учителях, кто-то в плохих учебниках. Но это не дает результатов. Даниил Ламбер, психолог из Франции, считает: если оценки вашего малыша стали ухудшаться, самое главное не паниковать и не давить на ребенка. Не гонитесь за двумя зайцами, пытаясь «подтянуть» все предметы сразу. Пусть это будет постепенный прогресс, сначала по одному предмету, потом по другим. Так знания усваиваются лучше, качественнее, а ребенок не испытывает лишнего стресса от огромных нагрузок.
Как видите, ничего страшного в этом нет. Не спешите «рубить с плеча» – лучше помогите ребенку разобраться в себе. Не пугайтесь, сталкиваясь с трудностями; как гласит известная пословица, «не вы первые, не вы последние» – все через это проходят. В конце концов, появление конфликтов в школьном коллективе – просто очередная ступень взросления детей, становления личности. Будьте оптимистами! Подавайте ребятам положительный пример!