Опубликовано 18 марта 2013, 12:01

Скотт Лэйдлоу: "Самая большая ошибка – отвечать на незаданные вопросы"

Создатель математических игр, основатель компании Imagine Education, педагог из штата Юта Скотт Лэйдлоу рассказал «Летидору» об альтернативных методах преподавания математики.
Скотт Лэйдлоу: "Самая большая ошибка  – отвечать на незаданные вопросы"

Скотт Лэйдлоу: "Самая большая ошибка – отвечать на незаданные вопросы"

Можно ли при помощи воображения сделать простую математику захватывающей и интересной для ребенка? Создатель математических игр, основатель компании Imagine Education, педагог – консультант из штата Юта, США Скотт Лэйдлоу рассказал «Летидору» об альтернативных методах преподавания математики, распространенных ошибках обучения и том, как самостоятельно создавать сценарии увлекательных образовательных игр.

– Скотт, какие альтернативные методы преподавания математики, на ваш взгляд, наиболее эффективны с точки зрения вовлеченности ребенка в учебный процесс?

– Исходя из моих наблюдений и опыта, одним из наиболее мощных и эффективных методов обучения математики, как и многих других предметов, является метод создания игровой, альтернативной реальности, в которой данный предмет имел бы значительный смысл. Это именно то, над чем я и мои коллеги работаем на протяжении долгого времени, пытаясь сделать математику интересной и занимательной для учеников.

– В чем суть этой методики преподавания?

Базовая идея заключается в том, что мы учим студентов посредством игры. Мы создаем некий воображаемый мир, в котором дети притворяются теми или иными персонажами и играют, выполняя математические действия. По сути, этот метод аналогичен тому, как обучают и тренируют астронавтов – их помещают в симулятор космического корабля за миллиард долларов, в котором они отрабатывают навыки, необходимые им для полета в космос. То есть, для них создается ситуация идентичная реальной, но безопасная с точки зрения совершения ошибок.

Мы используем тот же механизм с учениками – помещаем их в воображаемый сценарий, в котором они могут развивать те навыки, которые понадобятся им в реальном мире в дальнейшем. Именно таким способом люди обучались на протяжении тысяч лет и его эффективность подтверждается многими исследованиями, включая мои собственные.

математика в игре

математика в игре

– Как вы пришли к идее преподавания математики посредством игр и историй?

Идея пришла ко мне около 11 лет назад. Это был мой первый год в качестве преподавателя математики, и успеваемость моих учеников была крайне низкая, примерно 25% эффективности. Я много думал над тем, как их заинтересовать и повысить успеваемость. И вот однажды, во время авиаперелета, я открыл бортовой журнал SkyMall и увидел, что там продавалась карта под названием «Самая большая в мире географическая карта, на которой можно делать записи». Я подумал, что могу сделать такую карту в классе, и мы с учениками будем плавать на пиратских кораблях по всему миру и торговать специями. А дети, таким образом, смогут выучить пропорции и соотношения. Тогда мы придумали одну из наших первых игр. После этого дети начали постоянно спрашивать меня, когда мы будем играть в следующий раз.

И мне, и ученикам такой способ проведения уроков понравился гораздо больше, поэтому я стал регулярно создавать различные сценарии для объяснения математических концепций; мы переодевались в соответствующие костюмы и создавали декорации – притворялись ковбоями на диком западе, пиратами, принцессами и египетскими фараонами. При этом изучали и использовали те математические методы, которые люди того времени и места использовали в своей повседневной жизни. Очень скоро результаты городского экзамена показали невероятный прогресс – показатели моих учеников улучшились на 80%.

– Подходит ли такой метод обучения для более взрослых учеников?

Он подходит абсолютно для любого возраста, даже для взрослых. Единственная разница в том, что, в зависимости от возраста, необходимо корректировать идею игры и контента, который предполагается выучить. Конечно, в младших и средних классах эта методика работает наилучшим образом, потому что дети еще не столкнулись с реальным миром и больше вовлечены в мир фантазийный.

– Как играть с ребенком, чтобы он не чувствовал, что его заставляют учить?

Нужно создать такую историю, которая бы его действительно заинтересовала. Она должна увлекать ребенка за пределы стандартных вопросов. Например, вы можете оказаться в 16 веке и торговать специями с корабля. Идея в том, чтобы выйти за рамки обычного урока. Можно придумать костюмы и декорации, заниматься на природе, вовлекать в занятия кого-то еще.

 С более старшими детьми можно работать над реальными существующими проблемами. Например, можно быть учеными и измерять уровень радиации в своем районе, или исследовать эффективность новой прививки от гриппа. Нужно создавать глубоко увлекающие истории и получать информацию из контента, вместо простого заучивания правил и формул.

Скотт Лэйдлоу: "Самая большая ошибка  – отвечать на незаданные вопросы"

– Исходя из вашего опыта, какие математические задачи вызывают у детей наибольшие трудности?

Мне кажется, что наиболее сложным в изучении математики является не какая-либо единичная задача или концепция, а понимание того, зачем это в принципе нужно. Очень часто преподаватель дает ученикам конкретную задачу и говорит им, что они должны это знать. А дети не понимают зачем. Это скучно и неинтересно. То есть, наиболее сложным для них является не сама задача, а пробуждение любопытства и желания узнать как ее решить. Если у ребенка нет интереса и желания учить, то любая концепция, в особенности после 6 класса, будет вызывать у него трудности.

– Каковы наиболее распространенные ошибки в преподавании математики?

Самая большая ошибка – это предоставление ответов на вопросы, которые еще не были заданы. Если вы даете ребенку информацию, которую он не просил вас дать и не был заинтересован в ее получении, то шансы на то, что он ее, усвоит невелики. Необходимо сформировать у него потребность в получении тех или иных знаний. Вам не понадобится много усилий после того, как эта потребность сформирована. Если ребенок заинтересован в том, чтобы выучить что-то, то он это выучит без проблем. Задача родителей и учителей в данном случае заключается в том, чтобы создать обстановку, в которой ребенок начал бы сам задавать вопросы.

Еще одной распространенной ошибкой является использование не относящихся к делу вознаграждений, таких как конфет, бонусных очков или стикеров. Несмотря на благие намерения, такие вознаграждения говорят ребенку, что математика сама по себе не стоит того, чтобы ей заниматься.

Не нужно сразу показывать ребенку, как решить ту или иную задачу, вместо этого предложите ему «подумать вслух». Таким образом, вы позволите ему думать математически – не пытаться сразу же найти единственное решение, а поразмышлять над различными стратегиями и путями, при помощи которых задача может быть решена.

Кроме того, в школах учителя часто негативно относятся к тому, что дети помогают друг другу, называя это списыванием. На самом деле, дети прекрасно учатся друг от друга, и возможность работать в группе может значительно улучшить их результаты.

– Можете дать рекомендации относительно того, как самостоятельно создать математическую игру?

 
– Начните с истории. Подумайте, в каком месте и в какой период она могла бы происходить. Это самая важная часть – необходимо хорошо подумать, какая история заинтересует ребенка. Она должна быть захватывающей и увлекательной.

Например, вы решили создать историю про античную Месопотамию. Теперь нужно придумать персонажей и сюжет. А после этого вписать в эту историю математику. В античной Месопотамии мы сталкиваемся с началом цивилизации и зарождением экономических отношений, торговли и рынка. Вот и начало.

После этого надо подумать как применить к этому те концепции, которые вы хотите объяснить ребенку. При этом не надо стремиться объяснить все сразу – лучше давайте материал понемногу, но более детально.