Сколько должен весить рюкзак школьника
сколько весит школьный рюкзак
© depositphotoes
Вес рюкзака школьника часто превышает нормы, установленные государством. Как решить проблему постоянных тяжестей «Летидору» рассказывают врач и учитель.
В Министерстве образования уже несколько лет плотно занимаются проблемой веса школьного рюкзака. Главная идея чиновников перевести детей на обучение по электронным книгам пока трудновыполнима, так как техническое оснащение школ далеко от идеального. Из-за этого родителям приходится выкручиваться: сменять за год по нескольку рюкзаков, возить на тележках и носить тяжести за ребенка. Кто-то перенимает опыт заграничных мамочек и покупает детям сумки на колесиках, как делают родители в Израиле и Испании.
Сколько должен весить рюкзак ученика младшей, средней и старшей школы
Согласно нормам СанПиНа, вес ежедневного комплекта учебников, письменных принадлежностей, а также папок, сменки и всего остального, что впихивает в рюкзак школьник, не должен превышать нескольких килограммов.
Норма для разных возрастов:
- 1-й и 2-й класс — не более 1,5 кг,
- 3-й и 4-й класс — не более 2 кг,
- 5-й и 6-й класс — не более 2,5 кг,
- 7-й и 8-й класс — не более 3,5 кг,
- 9-й и 11-й класс — не более 4 кг.
Три совета, как сделать рюкзак школьника легче
Однако часто мы не задумываемся, что вес рюкзака можно уменьшить, соблюдая три правила:
- Не брать ничего лишнего
Это удивительно, но дети, особенно в старшей и средней школе, часто носят каждый день почти весь набор учебников. Приучите ребенка вытаскивать ненужные тетради и книги, принадлежности для творчества, которые не пригодятся ему в конкретный день.
Также не стоит брать по десять запасных ручек и карандашей.
- Раз в неделю очищать рюкзак от посторонних предметов
Если заглянуть в портфель ребенка в конце модуля, то можно удивиться, как много посторонних предметов скопилось там за месяц. Недоеденная шоколадка, апельсины, яблоки и сок из школьной столовой… Все эти вещи существенно утяжеляют сумку.
- Распределять вещи правильно
Если положить все самое тяжелое на дно рюкзака, он будет тянуть вниз, а значит, покажется тяжелее. Распределяйте предметы равномерно: самые тяжелые учебники надо положить ближе к спинке — вес от этого не уменьшится, но спине станет легче.
Мнение врача
Комментирует ** к.м.н., детский ортопед-травматолог Европейского медицинского центра **к.м.н. Ирина Бут-Гусаим:
В первую очередь рюкзак должен быть удобным и нетяжёлым, когда пустой. При ношении он должен плотно прилегать к спине — так нагрузка будет распределена равномерно. Если рюкзак не соприкасается с верхней частью спины — это плохо. Лямки рюкзака должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза. Объясните ребёнку, что носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах. В противном случае начинается дисбаланс в мышцах спины и плечевого пояса, под тяжестью рюкзака ребёнок начнёт наклоняться вперёд, что впоследствии приведёт к болям в спине.
Если после первого месяца учебы ребенок жалуется на боли в спине, на тяжесть рюкзака, не поздно подыскать ему подходящую замену или пересмотреть укомплектованность старого.
О том, как подойти к этим вопросам рационально, рассказывает главный врач клиники «Остеон» остеопат Бутенко Людмила:
- Меняем рюкзак
Форма рюкзака должна быть прямоугольной и продолговатой, по всей ширине спины. Спинка рюкзака обязательно должна быть ортопедической, лямки широкие и соединяющиеся специальным фиксатором спереди.
- Освобождаем руки
Родители часто обращаются с вопросом, что лучше для спины: носить все школьные принадлежности только в рюкзаке или разгружать портфель и нести физкультурную форму, сменную обувь и папку для творчества в руках. Честно, говоря, второй вариант не самая удачная идея.
Для спины лучше носить все школьные принадлежности в рюкзаке, не перегружая ребенка пакетами и папками. Постарайтесь сместить в рюкзак все необходимое, чтобы ребенок мог свободными руками поддерживать лямки рюкзака впереди.
- Об использовании сумки вместо рюкзака
Ученики в средней школе отказываются ходить с «правильными» рюкзаками и часто делают выбор в пользу сумок через плечо. Родителям стоит помнить, что сумку вместо рюкзака показано носить только в старших классах, когда у подростков уже сформировался торс. Чтобы поддерживать правильную осанку, не нужно использовать длинную лямку и носить ее на плече, с перекосом корпуса. Идеальный вариант ношения сумки и для детей и для взрослых — на вытянутой вдоль корпуса руке, внизу, попеременно меняя нагрузку с правой руки на левую.
Мнение учителя
Комментирует учитель младших классов Ольга Быстрова:
Раз в 5 лет школа обновляет базу учебников. Как правило, новые книги мало чем отличаются от старых изданий. Так что если у ребят есть возможность оставить одни учебники в школе, а другие забрать домой, надо обязательно этим воспользоваться.
Если в школе не оказалось второго экземпляра книг, то их можно приобрести самостоятельно. Необязательно покупать учебники последнего издания: спросите у родителей старших классов или поищите их на «Авито». Также можно ксерокопировать отдельные страницы из книги — использовать их вместо.
Мамы часто обращаются ко мне с вопросом: не лучше ли, чтобы дети поочередно носили учебники по разным предметам, и занимались вдвоем по одной книге. Такой вариант вполне возможен для пособий по творческим урокам (например, ИЗО), где ребятам достаточно два раза взглянуть на репродукцию, и можно приступать к заданию. Учебники по математике, русскому и литературному чтению должны быть индивидуальны. Кому-то удобно держать книгу вертикально на подставке, кто-то кладет ее на парту, кто-то следит за чтением с помощью закладки, другой будет делает это пальчиком. Дети, которые быстро делают задание, получают дополнительные упражнения с другой страницы.
Когда учебник приходится делить, могу возникнуть конфликты. Конечно, ситуация с одним учебником на парту учит детей договариваться. Но важнее, чтобы школьникам было комфортно на уроке, от этого зависит то, как оптимизируют вес рюкзаков за счет других вариантов.