Опубликовано 17 сентября 2014, 15:00

Школы Киева: как начался учебный год

Новый 2014 учебный год для киевской системы образования начался во многом необычно и непросто. О трудностях, неожиданностях и впечатлениях первых учебных недель «Летидору» рассказывают преподаватели киевских школ и родители школьников.
Школы Киева: как начался учебный год

Школы Киева: как начался учебный год

Новый 2014 учебный год для киевской системы образования начался во многом необычно и непросто. О трудностях, неожиданностях и впечатлениях первых учебных недель «Летидору» рассказывают преподаватели киевских школ и родители школьников.

Борис, преподаватель химии, Киев

– Школа очень старая, и здание старое, самого начала ХХ века, не в лучшем состоянии, весной мы фактически «пролетели» с набором, и на 10 классов оказалось около 200 учеников. Школу думали расформировывать, а здание выводить на ремонт. И уже в августе становится известно, что к нам записали еще 150 детей! Школа сохранилась. Конечно, никто не радуется происходящим событиям, но как говорится, нет худа без добра. Думаю, дело в том, что преподавание у нас ведется на русском языке, хотя и курс украинского языка и литературы – очень сильный. Кстати, по отзывам коллег из других школ, особенно филологов, дети, находясь в языковой среде, очень легко, гораздо проще, чем взрослые, переходят на другой язык, и за 2-3 недели начинают понимать 100% и уже говорят.

Руслана, мама 8-классника, Киев

– Живем в центре города и, насколько мне известно, новеньких из других городов у нас в этом году нет, а основной приток учеников - в школы на «массивах». Мне, в общем-то, все равно, появятся ли у Тараски новые одноклассники, он спокойный и контактный парень, а в новом учебном году меня беспокоит другое. Во-первых, нам на родительском собрании сказали, что возможно, у нас не будет осенних и весенних каникул, а зимние будут с 15 декабря до 15 февраля. Это что же, значит, что в школе не будут топить? И во-вторых, конечно, список, который нам продиктовала классная руководительница, что должно быть у ребенка на учебный год. Это и сменная обувь, и кроссовки, и спортивный костюм, не говоря уже про школьную форму, канцтовары и так далее. Сын за лето очень вырос, все пришлось покупать заново, выросли и цены, чего не скажешь о моей зарплате. Я купила едва половину необходимого, а уже потратила больше 2000 гривен. Теперь все остальное – только через месяц.

Татьяна, завуч лицея, Киев

– К нам приводили детей родители из «регионов», но лицей с математическим уклоном, программа сложная, и в основном они предпочитали отдавать детей в обычные школы, - детям же самим на первых порах будет проще. Я переживаю вот почему. Дело в том, что в Киеве в большинстве школ преподавание ведется на украинском, и наша – не исключение. «Русских» школ очень мало. И вот ко мне приходят педагоги с блестящим резюме, высшими категориями, наградами, опытом, - да и мой опыт подсказывает, что они – учителя «на пять». Но я не могу их принять на работу, потому что они говорят только по-русски. Конечно, обещают «мы научимся» - но многим из них за 40, а кому и за 50. В общем, в лицее как был кадровый голод, так и остался, а мы с директором чуть не плакали, отказав очередному замечательному кандидату.

Валерий, папа 6-классницы, Донецкая область

– Мы приняли решение уехать, когда в лабораторию больницы, где я работал, попал снаряд. Сейчас работаю хирургом в районной больнице в Черниговской области (125 км от Киева). Дочка 1 сентября пошла в сельскую школу – кстати, никаких документов у нее не спросили, мы с женой просто показали свои паспорта. Конечно, многое очень непривычно по сравнению с городской гимназией. У детей другой менталитет, «местные» в основном живут в частных домах, у их родителей огород, куры, удобства на улице. В 11-12 лет многие лучше умеют доить корову, чем решать уравнения. Всего в школе было меньше 200 учеников, а пришло еще 48, таких как мы. Для ребенка новая школа всегда стресс, но дети есть дети, им зачастую легче адаптироваться, чем взрослым. У Яны есть уже новые друзья, а лично я на данном этапе доволен, что программа преподавания заметно слабее, чем дочь привыкла (например, по-английски она говорит немногим хуже учительницы), и вместо того, чтобы нагонять, остается больше времени и настроя на адаптацию.

Валентин, преподаватель в музыкальной школе, Киев

– Для меня учебный год начался с того, что почти вдвое выросла нагрузка. Но связано это не с проблемной ситуацией на Востоке, а с тем, что наш директор решил (а может быть ему «спустили сверху»), что нужно экономить бюджет школы. Я знаю, что приходили устраиваться на работу педагоги из Луганска, но им отказали, а в кулуарах говорили о «негласном распоряжении» их не принимать. В моих классах появились новенькие, но они все киевляне, детей из «регионов» к нам не пришло – видимо, мой предмет (контрабас) – не первой необходимости. В параллельном классе есть новенький из «региона», кстати, его маму с удовольствием трудоустроили к нам же бухгалтером, и еще одного парня – настройщиком. Но эти вакансии были открыты в школе с весны.

Юрий, папа 9-классницы, Донецк

– Наташа пошла в школу в «спальном» районе Киева, ближайшую к арендованной квартире. На родительском собрании нам сказали, чтобы мы не беспокоились, «школа понимает свои ресурсы» и классы не будут перегружены – так и получилось, в каждом классе – 3-4 новеньких. С языком проблем не возникло, так как дочь спокойно говорит по-украински, хотя в быту в семье мы общаемся по-русски. В первые дни новым одноклассниками было любопытно, они задавали много вопросов, даже совсем не детских, кто-то показал пальцем, но Наташка у нас такая – ей палец в рот не клади, в общем, отношения наладились. Киев - большой город, мы пока только привыкаем, взрослым тоже непросто и дискомфортно, даже не всегда понятно, «как проехать», и многое другое. Но мы благодарны Киеву и киевлянам, устроились здесь на работу, и если получится – ближе к зиме съездим за теплыми вещами и начнем налаживать уже киевскую жизнь.

Ирина, преподаватель колледжа, Киев

– Не прошло еще двух учебных недель, а я себя чувствую, как будто бы отработала год. Появилось новое расписание, всех «перетасовали», и я с трудов вхожу в режим. Аудиторий не хватает, с этого года учим в две смены. Что касается новых учеников, у нас был обычный набор, с конкурсом, и тем студентам (у нас учатся дети старшего школьного возраста, но мы их называем студентами), кто конкурс не прошел, разрешили ходить на занятия как вольным слушателям. Педагогам эта нагрузка не оплачивается. Ученикам, у которых есть статус беженца, полагается бесплатное питание. Ведут они себя по-разному. У меня на потоке сейчас 4 студента из Симферополя, они хорошо занимаются и стараются, а ребята с Востока – беспокойные и даже агрессивные, не выполняют задания, а на замечания реагируют «побывали бы вы у нас». На днях у одного из преподавателей был день рождения, он принес торт, и мы с детьми посидели и пообщались неформально. Многие сказали: «Все хорошо, но мы хотим домой».

Оксана, мама 1-классницы и 11-классницы, Козин, Киевская область

– У меня особое событие: дочка пошла в первый класс. Город у нас маленький, но 1 сентября школа устроила настоящий праздник. Всем старшеклассникам сказали надеть вышиванки, кто-то из девочек пришел в венках, были песни, пироги. В этом году в школе четверо новеньких из других городов – все девочки. Я своим красавицам сразу сказала, что наш дом для них открыт, и чтобы показали им и нашу рыбалку, и озеро. У новеньких не было школьной формы, но за три дня козинские родители как-то между собой этот вопрос решили, и форма появилась, и рюкзачки и еще что-то. Папа одной из девочек помогает нашему соседу строить дом. В общем, не пропадем.