Опубликовано 27 июля 2019, 00:30

«Школьные стены сегодня не нужны, чтобы научить важному»: честный разговор о семейном обучении

Интервью с Лейлой Сазонтовой — автором книги «Жизнь без школы», чей сын уже не первый год учится дома.
«Школьные стены сегодня не нужны, чтобы научить важному»: честный разговор о семейном обучении

© VOSTOCK

Сейчас в России тема семейного обучения, конечно же, у всех на слуху и уже никому не нужно объяснять, что это и как работает. Тем не менее остаются те, кто до сих пор удивляется при упоминании успешной учебы вне школы или об индивидуальном плане ученика с возможностью не ходить на некоторые предметы и тем более тому, что такая привилегия есть у каждого школьника.

Автор «Летидора», книжный блогер и многодетная мама Анна Федулова побеседовала обо всем этом и многом другом с Лейлой Сазонтовой — автором книги «Жизнь без школы». Ее сын Лев учится дома уже не первый год и на данный момент благополучно закончил 6 класс.

Лейла Сазонтова

Лейла Сазонтова

Лейла, мои дети тоже не ходят в школу. И на вопрос почему, я обычно отвечаю: «Зачем ходить, если можно не ходить». Как вы думаете, какова основная причина отказа от семейной системы? Люди боятся неизвестности или все-таки опасаются не потянуть программу?

Думаю, что каждому свое. Одни — вегетарианцы, другие — мясоеды. Одни учатся в школе, другие предпочитают семейное обучение. Современный мир предполагает такое многообразие, что можно выбирать что угодно и менять выбор с любой частотой. Кто-то, конечно, не знает о хоумскулинге (homeschooling), хотя, мне кажется, что даже в глухих деревнях уже знают об идее свободного образования. Но если искать причину, почему отказываются от семейной формы те, кто о ней знает, то я бы сформулировала ее так:

люди не хотят брать полную ответственность за воспитание и образование своих детей.

И это не хорошо и не плохо, это одна из сторон действительности.

То есть мамы и папы, которые отсидели за партами 10-11 лет, и люди, во весь голос кричащие о том, что только школа может дать знания, мягко говоря, ошибаются? Ведь получается, что для того, чтобы научить чему-то действительно важному, учителя и школьные стены вовсе не нужны.

Да почему же ошибаются? Действительно гораздо проще делить эту ответственность с какими-то социальными институтами, с той же школой. Ну или не делить, а создавать видимость. Школа сегодня, например, отлично создает видимость много чего. Что учит детей патриотизму, одевая школьников в военную форму, создавая юнармии и играя в зарницы. Что говорит о вере и истории мировых религий, рассказывая только об одной конфессии. Что готовит к поступлению в вуз и к жизни, на самом деле прикрываясь крайне сомнительными тестами.

С тем, что учителя и школьные стены сегодня не очень и нужны, чтобы учить чему-то важному, я, безусловно, согласна.

«Школьные стены сегодня не нужны, чтобы научить важному»: честный разговор о семейном обучении

© VOSTOCK

Время, конечно, покажет, правильно ли я поступила, выбрав для своего ребенка хоумскулинг, но сейчас я вижу, что самое важное — ценности, культурный код, знания — я даю ему и без школы.

Если бы меня спросили, почему я выбрала именно хоумскулинг, я бы ответила примерно следующее: помимо сопутствующих, но немаловажных причин (жизнь вне города, большое количество детей в семье, значимая экономия времени и денег и т.д.), есть еще одна главная: в России система образования находится в затяжной стадии перемен и сегодня просто физически не может дать детям то, что им реально требуется, а ходить в школу только ради того, чтобы «завести друзей», мы не готовы. А как бы вы ответили на этот вопрос?

Я по-разному отвечала на этот вопрос. Говорила о том, что у нас был конфликт со школой. О том, что мы слишком свободная семья, чтобы жить по школьному графику. О том, что у меня слишком много претензий к сегодняшней системе образования…

Но в конечном итоге объяснение сузилось до простого: нам так удобнее.

Это осознанный выбор для семьи, в которой ни мама, ни папа не работают в офисе и четко понимают, что да, наша система образования сегодня находится не в самой лучшей форме.

Кстати, о друзьях. Наверное, любой родитель, чьи дети не ходят в школу, готовит тапки сразу же, как только собеседник вспоминает про великую и всемогущую социализацию. Давайте раз и навсегда развеем этот миф. Ведь друзей выбирают по интересам, а не по вынуждению сидеть с кем-то за одной партой.

Редкое интервью обходится без вопроса о социализации :) На самом деле социализация — это не коммуникабельность, а процесс передачи ценностей.

И с этим, уверена, я справляюсь лучше, чем какой бы то ни было школьный учитель, поскольку передаю ребенку те знания и те ценности, которые близки нашей семье, а не чужому человеку в лице учителя. А что касается друзей, то семейное обучение, конечно, даст фору любой школьной коммуникации, где дети общаются только со своими ровесниками в перерывах между уроками. У сына широкий круг общения: среди его товарищей есть те, кто старше и младше его, но при этом разделяет его интересы.

И такая коммуникация куда интереснее и продуктивнее школьной, ведь человек сам выбирает, с кем и когда ему общаться, а не довольствуется обществом соседа по парте.

«Школьные стены сегодня не нужны, чтобы научить важному»: честный разговор о семейном обучении

© VOSTOCK

Да-да, придуманное кем-то мнение о взращивании асоциальных детей все еще очень распространено. Впрочем, не менее сильно удивляет и мнение о том, что дома учатся только больные и немощные ребята. Приходилось ли слышать эту байку?

Первый год меня многие спрашивали, чем болеет мой сын. Были и более изощренные вопросы. Помню, как-то спросили, не состою ли я в секте, которая не позволяет учить детей в школе. На второй или третий год бывшие учителя сына на улице еще иногда задавали вопрос в духе:

«Вы уже начали НОРМАЛЬНО учиться или по-прежнему сидите дома?»

Сейчас я уже не слышу такие вопросы. Видимо, все смирились и привыкли к тому, что сын «сидит дома».

Наш старший сын успел побывать в средней образовательной школе (хорошо, что недолго). Тем не менее даже за столь короткий период он успел вынести из нее все самое «лучшее». Как у вас обстоят дела с этим? Был ли Лев в школе и какова все же основная причина ухода?

Лев был в обычной школе до середины второго класса. Выше я уже говорила о том, почему мы ушли из школы. На самом деле не было какой-то одной причины, просто мы созрели, чтобы попробовать самостоятельное плавание по морю знаний, и решились на этот эксперимент. Сегодня Лев перешел уже в седьмой класс, и этот эксперимент до сих пор успешен.

Вы сами разрабатываете учебный план или пользуетесь помощью тьютора?

До настоящего момента разрабатывала сама, но сейчас нахожусь в поиске тьютора, который поможет свести воедино все интересы сына, его желания и необходимые для достижения целей знания.

Мне хочется, чтобы профессионал своего дела посмотрел на все объективно и дал свою оценку, сформулировав вместе с нами векторы развития сына.

Всегда ли сын до конца выполняет намеченное или поставленные перед ним задачи имеют право на видоизменение?

Нет, он обычный подросток, который что-то не заканчивает, что-то меняет в ходе выполнения. Его цели меняются, интересы тоже нестабильны, мне кажется, это здорово.

Например, он занимался шахматами и музыкой, но потом интерес пропал.

Я не стала заставлять его заниматься дальше, вместо этого он занялся иностранным языком и фехтованием. Мир огромный, поток информации нескончаемый, и зацикливаться на чем-то сегодня — не слишком оправданное решение.

«Школьные стены сегодня не нужны, чтобы научить важному»: честный разговор о семейном обучении

© VOSTOCK

Есть ли проблемы с аттестацией? Ругаете ли за тройки (если таковые имеются)?

Есть проблемы с теми, кто принимает аттестации. Например, учителя могут забыть прийти на аттестацию по договоренности или в последний момент изменить требования. Это сложно, да. А в остальном проблем нет.

За тройки не ругаю, оценки для нас вообще не важны, гораздо важнее, есть ли у ребенка знания или нет, а это я могу определить и сама, не прося помощи у школы.

В какой вуз собираетесь поступать?

Ой, еще столько лет впереди! Два года подряд сын говорил, что будет учиться на определенной кафедре физтеха МГУ. Сейчас говорит, что поедет за границу. Думаю, еще много раз поменяет решение и в итоге сам поймет, что ему интересно и нужно.

Что бы вы порекомендовали тем, кто только вступил на путь семейного обучения или все еще сомневается в правильности своего выбора?

Можно сколь угодно долго раздумывать и сомневаться, но к делу это не имеет никакого отношения. Поэтому советую взять на вооружение принцип «Берешь и делаешь»: когда между намерением и действием не стоят километры сомнений.

А практические советы я описала в своей книге «Жизнь без школы». Надеюсь, она будет полезной тем, кто только ступил на путь хоумскулинга.

Фото: VOSTOCK