Школьная служба примирения: что это такое
Под руководством социальных педагогов ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. Помогает ли такой способ решить школьные проблемы? Рассказывает одна из мам, активных участниц программы "Круги примирения".
Школьная служба примирения: что это такое
«Не учить, не лечить, не судить»
(один из постулатов медиатора)
С прошлого года, с легкой руки Людмилы Швецовой, бывшего зам.мэра Москвы по социальной политике, Департамент образования Москвы реализует проект по созданию в московских школах служб примирения. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов. Направляют их действия социальные педагоги (если в школе такого специалиста нет, находят учителя, который готов взять роль куратора школьной службы).
Ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. Иными словами, в школе начинается медиация (примирение, посредничество). Что важно отметить, так это то, что конфликты между взрослыми: родителями и учителями, администрацией и педагогами и т.п. подростки разрешать не уполномочены, да и, как показывает практика, сами дети за подобные дела не берутся.
Стоит сказать, что проект по внедрению школьных служб примирения существует в нашей стране с начала 90-х годов. Ведут его сотрудники и эксперты Центра судебно-правовой реформы.
Суть проекта
Школьная служба примирения – это волонтерское движение. Для того, чтобы организовать службу в одной школе, нужно десять (иногда чуть больше) детей, прошедших тренинг по разрешению конфликтов в подростковой среде по методике восстановительной медиации. Руководит группой, пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними – куратор службы, назначенный директором. Куратор тоже в обязательном порядке проходит тренинг по восстановительной медиации.
Школьная служба примирения – это еще один путь решения конфликтов в школьной среде. Основополагающими для службы являются следующие моменты:
- решение о том, как будет выглядеть «мир», принимают сами конфликтующие стороны,
- ответственность за предотвращение и поведение в конфликтной ситуации в будущем опять же берут на себя сами конфликтующие стороны;
- ребята учатся сами и показывают другим, какие стили и способы поведения в конфликтной ситуации помогают общаться лучше, легче (компетентнее и эффективнее как сказали бы взрослые);
- путь, благодаря которому педагоги и родители осваивают способы и модели конструктивного и взаимоприемлемого взаимодействия, поскольку если разобраться, то цель и у тех и у других одна – что бы дети хорошо учились, с интересом относились к школе и учебе в целом, радовались сами и радовали своих учителей и родителей.
Так что получается, что служба примирения – это хороший путь, хотя и незнакомый. Это путь, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия. Путь, который не все взрослые (которые в сущности те же дети) готовы пройти без сомнений и колебаний.
Медиация: выбор нужной стратегии
Стоит ли воспринимать службу примирения серьезно? В школе у моей дочери группа активных родителей запросто поменяла не устраивающего их детей учителя иностранного языка, проведя одну беседу с заучем. Беседа, правда, больше походила на жесткие переговоры с хорошо продуманной тактикой и системой аргументации, но и цели были достигнуты. Цели помириться не было. Медиация здесь не подошла бы.
С моей подачи класс дочери попал в так называемую программу «Кругов примирения» - являющуюся одним из способов и инструментов альтернативного разрешения конфликтных ситуаций, наравне с медиативной беседой и семейной конференцией. Мы не идеальны, у нас в классе есть свои ситуации, которые можно попробовать разрешить с помощью программы кругов. Мы и пробуем.
Современные родители не только в состоянии корректировать педагогический состав своих детей, им под силу внедрение в образовательный процесс новых и интересных проектов. Я ощутила на себе, что родители могут быть по-настоящему влиятельной силой, и их роль не будет сводиться только к тому, чтобы быть дополнительным источником финансирования школы. Родители одноклассников моей дочери входят в различные школьные сообщества. Мы осознали, что к нашему мнению обязаны прислушиваться, и к нему прислушиваются.
На мой взгляд, идея внедрения в школе технологий конструктивного разрешения конфликтов вполне может представлять для родителей определенный интерес. Конфликтов в школе много, иногда кажется, что очень много. И это закономерно, и в какой-то мере справедливо, поскольку любой рост, изменения, все новое сопровождается конфликтом чего-то старого с чем-то новым. Банально, очевидно, но, правда.
На наших тренингах мы учим ребят видеть в конфликте не что-то страшное и пугающее, а источник роста, новые возможности. Конфликт – как источник развития. Звучит красиво, но ведь главное, что все зависит от того как с ним обойтись (и в какой стадии развития находится конфликт). Лучше решать проблемы сразу, не откладывая их в слишком долгий ящик. По своему опыту я вижу, что дети настроены на мир, они находят выход даже из сложных ситуаций гораздо быстрее и проще, чем взрослые. Они гораздо легче прощают, им вполне хватает нескольких дней для знакомства с методом медиативного общения. Взрослых же согласно утвержденным Правительством РФ нормам следует учить 120 часов (и это минимум). Думаю это связано с тем, что взрослым порой сложно согласиться, что их точка зрения не истина в последней инстанции. Сложно принять противоположную, отличную от нашей точку зрения. У детей этих проблем, как правило, нет. Они легче верят и принимают все новое. Лично мне нравится, что постепенно появляется поколение, для которого диалог и обсуждение становится нормой общения.
Выбор подростков
Какие дети принимают участие в программах школьных служб примирения? Мы отбираем тех, кто пользуется доверием в своем классе и тех, кто сам бы хотел принять участие в такой программе и пройти обучение. Дети на тренинге часто говорят, что были искренне удивлены, когда узнали, что они попали на тренинг, потому что им доверяют в классе. Говорят с удивлением и с гордостью.
В нашей системе образования практические любые общественные или волонтерские программы, тренинги и семинары для детей требуют обязательного получения согласия от родителей или законных представителей ребенка. Поэтому вскоре о том, что ребенок будет принимать участие в тренинге по созданию школьной службы примирения, узнают и родители. Именно взрослые должны поддержать детей, для которых важно ощутить ту ответственность, которую несет новая обязанность.
Ограничения медиации
Если у родителей появляются вопросы или сомнения в квалификации специалиста, который будет проводить тренинг с детьми, можно созвониться или встретиться с куратором программы. Обычно в информационном письме-разрешении указаны контакты отвечающего за проект в данной школе специалиста. Также я выделила основные положения, которые стоит знать. Школьная медиация:
имеет свои довольно четкие границы применения. Не все конфликты можно разрешить, используя этот метод. На практике часто школьные медиаторы сталкиваются либо с отсутствием настоящего конфликта, либо им предлагают разрешить проблемы, которые не входят в их компетенцию (например,когда речь идет о конфликте, который моет разрешить только департамент образования).
требует активной, заинтересованной и ответственной позиции взрослого, который будет поддерживать ребят, будет направлять их к тем, кто поссорился;
часто наталкивается на недопонимание со стороны педагогов, которым страшно доверить детям решение конфликтов.
теряет свой авторитет, так как внедряется по «указке сверху». Именно по этой причине медиацию мало поддерживает школьная администрация и педагоги.
Тем не менее, у школьной службы примирения находятся сторонники, педагоги, директора школ и представители школьной системы, которые либо по велению сердца, либо столкнувшись на практике и, увидев собственными глазами, что система работает, поддерживают, внедряют и развивают ее. Когда после одного из наших тренингов в одной из московских школ ребята решили проблему с прогулами одного из учеников, администрация школы даже не могла скрыть изумления. Что скажешь – практика критерий истины!
_Материал подготовлен Юлией Юркевич,
Медиатором, психологом, сотрудником «ЦМПСС «Бутово»
Контактный телефон +7910-4293931, почта: jjj21@yandex.ru_