Опубликовано 11 ноября 2013, 11:31

Школа под парусами: да здравствует Мальорка!

В новом репортаже редактора "Летидора" из "Школы под парусами" вы узнаете, какие запреты существуют на корабле, почему во время плавания всегда хочется спать, как выглядит Мальорка и что там стоит посмотреть.
Школа под парусами: да здравствует Мальорка!

Школа под парусами: да здравствует Мальорка!

Редактор "Летидора" Екатерина Андреяшева продолжает репортажи из необычной школы: это парусник "Погория", на котором плывут в открытом море 32 школьника. Прошлый выпуск читайте здесь. А из этого выпуска вы узнаете, какие запреты существуют на корабле, почему во время плавания всегда хочется спать, как выглядит Мальорка и что там стоит посмотреть.

"Погория" спешит к Мальорке, а подростки учатся жить по новым для них правилам.

Кажется, этим 32 школьникам сложно не завидовать. Список портов, где они уже побывали и еще побывают, внушителен. Но помимо прогулок по городам есть и другая сторона "Школы под парусами".

Помимо качки, о которой я уже писала, есть множество и других моментов, которые осложняют жизнь. Например, существует длинный список запретов и предписаний на корабле. Вот лишь некоторые из них.

Запрещено:
1.
Брать на палубу что-либо из еды или питья. Спасают термокружки с крышками (в некоторых вахтах они разрешены. В нашей, второй вахте, даже они запрещены. А нелегальные яблоки, шоколадки и сухари подростки прячут в карманах толстовок).
2. Спускаться вниз во время всех четырех часов вахты (например, чтобы сходить в туалет или попить воды. Но можно попробовать отпроситься. Иногда отпускают).
3. Прыгать на палубе и ходить без обуви. Боцман, увидев человека без обуви, спешит наступить на босые ноги.
4. Не подниматься на реи без страховки. Страховка должна быть проверена кем-то из взрослых. За отсутствие можно не выйти в следующий порт.
5. Опаздывать на вахту. Приходить нужно за пять минут до ее начала.
6. Проходить в офицерский класс без специального разрешения.
7. Ходить на палубе после наступления темноты. Запрет не распространяется на время ночной вахты.
8. Спать в наушниках, а также спать на палубе.
9. Шуметь в любое время.
10. Ходить с распущенными волосами. Их нужно собирать в косичку или хвостик.

Сплошные запреты

Сплошные запреты

Нужно учитывать также и то, что капитаны за все время путешествия должны сменится три раза. А значит, правил становится все больше. При старом капитане можно было почитать книгу во время службы на оке (служба на носу впередсмотрящим), а при новом это стало невозможно.

С самого начала появилось так много правил, что голова их умещает с трудом. "Веревки кларуем по часовой", "за стером нельзя разговаривать", "в навигационной запрещено быть в страховке" и т.д. Привыкнуть к этому сложно, особенно для русской части команды. Ведь они мало себе представляли жизнь на море, а главное мало знали о проекте капитана Барановского. Они готовились к круизному путешествию, а попали в морскую школу.

Чтение под запретом

Чтение под запретом

Сплошные обязанности

Вот и кажется со стороны, что это плавание - сплошное удовольствие, а присмотришься - есть и обязанности. Причем работу надо выполнять, даже если плохо и хочется отлежаться. Спасти может разрешение доктора, но его крайне трудно получить.

Еще одна особенность жизни на "Погории" в том, что она подчинена не привычным дням недели, а вахтам. Нужно работать на камбузе, помогать боцману, стоять за рулем. Каждые четыре дня такой цикл обязанностей повторяется. Выходных нет ни у кого. Единственный перерыв связан с выходом в порт. Но за плохую учебу или бардак в кубрике могут задержать на корабле на несколько часов или совсем не отпустить гулять в город.

Итак, что же происходит со временем на корабле и почему первый месяц, пока организм не привык к новому ритму, так нестерпимо хотелось спать?

Ночные вахты

За четыре дня подростки восемь часов работают ночью. Такая система вахт есть на многих кораблях, так что дети познают настоящую морскую жизнь.

Вахта "светувка" проходит с 4 и до 8 утра. А через сутки нужно стоять самую тяжелую, по мнению большинства на корабле, вахту с 12 до 4 утра. Моряки называют ее "собачьей". Почему самую тяжелую? Для команды "Погории" причина в том, что ужин заканчивается в восемь вечера, а вставать на зарядку приходится в семь утра. Так что толком поспать не получается. Спустя полтора месяца спать начинаешь в любое свободное и не свободное от работы время.

– Знаете, – признался мне однажды участник плавания школьник Женя Соснин, – я понял теорию Дарвина. Человек – это такое животное, которое ко всему приспосабливается.

Ночная вахта

Ночная вахта

Боцманская

Вроде бы это самая простая часть жизни на "Погории". Требуется "всего лишь" помыть всю палубу в 50 метров. Но эта вахта таит в себе настоящие сюрпризы. Однажды боцману Марчину не спалось в пять утра. Не знаю, отчего не спится морякам, может быть погода была слишком спокойной?

Марчин

Марчин

Марчин поднялся из кубрика, глянул на прикорнувшую у рубки зеленоглазую кроху Вику, пошутил, что видит зомби и – вот это сюрприз – сказал, что самое время помыть палубу, чтобы проснуться. Итак, картина маслом. 5 утра по польскому времени. На небосводе – сплошные звезды, а на "Погории" идет уборка. Ведра, швабры, тряпки и сна ни в одном глазу.

Камбуз

Сорок семь человек на судне и трехразовое питание предполагают достаточно много работы. Правда на завтрак и ужин подают чаще всего бутерброды. Зато обед королевский. Поэтому к нему начинают готовиться сразу после завтрака: подростки шинкуют капусту для супа, режут овощи на салат, чистят картошку для гарнира.

Позже все будут накрывать на стол, а пару человек – перемывать за всеми посуду. Также раз в день проходит генеральная уборка: нужно протереть мебель, пропылесосить и помыть пол, навести порядок в туалетах, а главное – убрать кухню после обеда на полсотни человек.

Жизнь портовая

Когда корабль приходит в порт, привычный ритм меняется. Теперь в обязанности камбуза входит служба на трапе, школу временно закрывают, а обед переносят на конец вечера. Сама мысль о том, что будет порт, а не уроки, вызывает бурю эмоций. Школьники такие школьники, независимо от того, поляки это или русские.

No school today

No school today

О том, что до Мальорки осталось несколько часов, первыми из подростков узнали вахтенные из навигационной. Остров появился на радаре, и новость о скором приближении порта разнеслась по кораблю. Осталось меньше десяти миль, еще несколько часов и "Погория" подойдет к Мальорке.

Маяк на Мальорке

Маяк на Мальорке

Корабль обогнул мыс с белым маяком, бухта раскрылась и показались леса мачт. Мы останемся здесь на три дня, и по меркам "Школы под парусами" это по-настоящему большой срок.

Леса мачт

Леса мачт

Для начала решено погулять по острову, осмотреться и купить сувениров. Два часа езды на автобусе отделяют наш город от Пальмы-де-Мальорка, но столица острова - всё наших планов.

Мы разделяемся на несколько групп и решаем поехать посмотреть небольшой городок в горах. Путь занимает не больше 30 минут на старинном трамвае.

Старый трамвайчик

Старый трамвайчик

Гуляем, едим мороженое, фотографируемся – все как в обычной жизни туриста. Единственное, что после прогулки все мы вернемся не в номер гостиницы, а на палубу корабля.

После нескольких дней без Интернета все спешат поскорее найти сеть, и так получается, что часть времени в любом городе непременно уходит на то, чтобы посидеть в контакте и фейсбуке, а также проверить почту. Зато потом все делятся рассказами о том, кто сколько лайков получил за свои фотографии.

На другой день часть детей отправляется на экскурсию в бухту на другой стороне острова. Поехали не все. И дело не в том, что они в чем-то провинились - не выучили уроки или развели беспорядок в кубриках - просто не захотели. Как можно приехать на Мальорку и не захотеть поехать на бесплатную экскурсию посмотреть остров - понять родителям, которые проводят осень в России, сложно. Но не захотели. Предпочли просто погулять по городу и отлежаться на корабле.

Лучший вид

Лучший вид

Берем автобус, забираемся по горному серпантину, чтобы попасть в дом-музей Шопена. Для Польши великий композитор является национальной гордостью, его именем названы многие улицы и даже аэропорт в Варшаве.

Музей Шопена

Музей Шопена

Уже доехав до музея, некоторые подростки предпочли не заходить в него, а погулять по магазинчикам, которые приютились рядом. Почему не посмотреть на дом, где останавливался Шопен с Жорж Санд? Я спросила об этом одного из русских парней.

  • Cкорее всего cмотреть там особо нечего, - и уже более шутливо, - тем более, что потом можно приехать и погуглить фотки.
Музей Шопена

Музей Шопена

У дома, утопающего в цветах, росли гранатовые деревья. В пруду плескались толстые красные карпы, а из окон открывался великолепный вид на остров. Смотреть было абсолютно нечего.

Красные карпы

Красные карпы

Пока гуляли, набрели на памятник композитору. Присмотревшись, все в голос закричали: "Филипп!". Польский подросток как две капли воды похож на Фредерика Шопена. Тут же устроили импровизированную фотосессию с двойником национального кумира.

Наш Шопен

Наш Шопен

После экскурсии отправились купаться. Для этого нужно было спуститься к морю, преодолев еще несколько серпантинов. У самого берега на волнах покачивались лебеди, а вдалеке виднелся белый силуэт яхты. День подходил к концу.

Заливы Мальорки

Заливы Мальорки

Пока, Реми!

Вернувшись на палубу, нас ожидало одно из самых грустных событий за все время поездки. Из второй вахты уезжал офицер Реми. Ему нужно было возвращаться на работу.

Дело в том, что все участники этого проекта – волонтеры. Офицеры, ассистенты, учителя – все собрались на этом корабле только из-за того, что им близка идея "Школы под парусами". К сожалению, Реми не смог оставить работу на все время плавания.

  • Тетя Катя, Реми какой-то необыкновенный, - сказал мне Сережа Остапец, когда мы провожали нашего офицера. - Почти не спит, следит за всеми приборами, и всегда в хорошем настроении.

И это абсолютная правда. Спасибо за все, Реми!

Пока, Реми!

Пока, Реми!

Автор благодарит Эву Баэрски за предоставленные фотографии.