Опубликовано 23 апреля 2020, 00:30

«Самое сложное — понять, когда особому ребенку действительно нужная твоя помощь»: колонка будущего психолога

Рассказ практикантки Экспертно-методического центра (ЭМЦ) о том, что вдохновляет ее в работе центра помощи детям с особенностями развития.
«Самое сложное — понять, когда особому ребенку действительно нужная твоя помощь»: колонка будущего психолога

© Depositphotos

Ольга Шатрова, студентка второго курса дефектологического факультета Московского государственного педагогического университета в феврале этого года пришла на практику в Экспертно-методический центр «Особое детство» (ЭМЦ), чтобы работать с особыми детьми. Главной методической площадкой ЭМЦ является Центр лечебной педагогики «Особое детство».

Студенты становятся частью команды Центра почти на полгода — за это время они успевают не только пройти практику, чтобы отчитаться перед вузом, но реально учатся быть полезными. Они помогают специалистам Центра в качестве волонтеров проводить лечебно-педагогические занятия с детьми, во время которых дети играют, учатся, налаживают социальные связи. Подопечные центра ходят на занятия с удовольствием, а родители чувствуют уверенность в том, что однажды их дети смогут быть максимально самостоятельными и приспособленными к условиям современного мира.

Мы попросили Ольгу рассказать о том, как проходит ее практика и что вдохновляет ее снова и снова возвращаться в Центр лечебной педагогики.

Ольга Шатрова

Ольга Шатрова

«На практику в ЦЛП нас распределили в университете. Честно, я очень рада тому, что мы оказались здесь — в ЦЛП работают люди, которые не только готовы делиться с нами своими профессиональными навыками, но и очень доброжелательно относятся к нам.

Обычно мы с однокурсниками приходим в ЦЛП по четвергам и проводим здесь полдня, посещая индивидуальные и групповые занятия: физкультуру, музыку, уроки с логопедом, нейропсихологом и другие. Стараемся побывать у разных педагогов, чтобы понаблюдать за работой каждого из них.

Бывает, что ребенок не готов, чтобы на занятии присутствовал кто-то кроме педагога. В таком случае мы туда не идем.

Мне нравится домашняя и безопасная атмосфера ЦЛП. Перед занятиями мы садимся с детьми в круг — кто на диванчике, кто на полу — и начинаем знакомиться, играть. Мы стремимся пообщаться с каждым ребенком — с кем-то 10 минут, с кем-то полминутки.

На занятиях мы все время на подхвате — преподаватель не всегда может одновременно следить за тем, чтобы каждый из детей одинаково внимательно слушал его и выполнял задание. И тут на помощь приходим мы, волонтеры, и дотошно разбираемся с подопечными, что надо делать, помогаем им удерживать внимание на занятии.

Я пока не всегда понимаю, как нужно вести себя с некоторыми ребятами — как реагировать на внезапные слезы, когда надо взять за руку, чтобы помочь, а когда надо отойти и не мешать…

Наверное, это самое сложное в работе волонтера, да и педагога — понять, когда ребенку действительно нужна твоя помощь, когда надо быть построже, а когда дать свободу действий. Хочется, чтобы занятие проходило для детей с максимальной пользой. К счастью для нас, в ЦЛП работает прекрасная Екатерина Николаевна Сафронова — педагог с 25-летним стажем. Ей мы можем задать любые, даже самые глупые вопросы и знать, что нас внимательно выслушают и подробно разберут каждую непонятную ситуацию.

«Самое сложное — понять, когда особому ребенку действительно нужная твоя помощь»: колонка будущего психолога

© Depositphotos

На первый взгляд, дошкольники, занятия с которыми мы регулярно посещаем по четвергам, ничем не отличаются от своих сверстников, хотя большинство из них имеет диагноз «расстройство аутистического спектра».

Лишь спустя время, когда ты начинаешь наблюдать за ребятами, ты видишь их отличия от других детей.

Эти дошколята ни секунды не могут сосредоточиться на том, что им предлагают делать. Например, на одном из занятий мы лепили с маленьким Ваней вазочку из глины. Взгляд ребенка был где угодно, только не на объекте работы. Моя задача в таких ситуациях — быть рядом и помогать ему удерживать внимание.

Развитие у детей этой способности длительное время удерживать в фокусе какое-либо дело — одна из задач педагогов ЦЛП. Дети должны уметь сосредоточиться на чем-либо хотя бы в течение нескольких минут — без этого навыка их не возьмут в школу и они не смогут там учиться самостоятельно.

Педагогу требуются месяцы, а в некоторых случаях — годы, чтобы ребенок мог спокойно и сосредоточенно выслушать, когда к нему обращаются с просьбой выполнить упражнение или ответить на вопрос.

При активной сотрудничестве педагогов, родителей особых детей, волонтеров и, конечно же, самих ребят ЦЛП добивается успеха в развитии каждого подопечного.

«Самое сложное — понять, когда особому ребенку действительно нужная твоя помощь»: колонка будущего психолога

© Depositphotos

Успех, конечно, в этом случае, понятие относительное… Работники Центра каждый день вкладывают в детей свои знания и душу и могут годами ждать прогресса. Меня удивляет, с каким терпением и энтузиазмом эти люди вновь и вновь берутся за дело, не ожидая получить быстрого результата. Они обладают терпением и способностью сохранять мотивацию в условиях, в которых другие бы уже давно сдались. Они вдумчиво находят подход к любому ребенку, не повышая на него голос, не манипулируя. Это вдохновляет и достойно огромного уважения!»

Организатор практики — Экспертно-методический центр «Особое детство». Центр проводит курсы повышения квалификации и семинары для специалистов в области специального и инклюзивного образования, а также студентов и родителей.

Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!