Ребёнок не хочет идти в школу — нормально ли это
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
«Мам, в школу что-то не хочется, а можно мне не ходить?» — этот вопрос, особенно в преддверии 1 сентября, звучит зловеще. Ребёнок всё лето отдыхал, набирался сил, эмоций. Нам кажется, что он должен был соскучиться по одноклассникам и учителям — а тут такой вопрос.
«Летидор» обратился за помощью к экспертам и спросил, нормально ли это, если ребёнок не горит желанием возвращаться в школу после каникул.
Комментирует Екатерина Бредихина, директор проектов креативно-производственного отдела «Банды умников»
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Совершенно нормально отказываться идти в школу. А вам бы хотелось менять возможность гулять с утра до вечера, играть с другими детьми, ездить на море или к бабушке на необходимость ежедневно рано вставать и идти в школу? Многие взрослые с содроганием вспоминают 1 сентября, что уж говорить про детей.
Чтобы уменьшить стресс от «смены декораций», я бы порекомендовала следующее:
• Не заваливать ребенка занятиями с первого дня школы. Оставьте кружки на середину сентября, не начинайте всё сразу!
• Гулять вместе после уроков или после вашего возвращения с работы, пока погода позволяет.
• Читать вместе интересные книжки или играть в игры по вечерам.
• Не говорить о новом учебном годе с негативной окраской «вот, скоро начнется, придется взять себя в руки!»
• Устроить классу небольшой праздник начала года.
Но только для детей, а не для родителей – с играми, квестами и кладом, а не сидением за столом и разговорами.
• Обсудить с ребенком приближающийся учебный год: как скоро начнутся каникулы, какие интересные поездки и экскурсии будут.
• Если ребенок воспринимает приближающееся 1 сентября слишком тяжело, возможно в школе есть серьезные проблемы (например, конфликт с одноклассниками или с учителем). В этом обязательно нужно разобраться вместе.
• В самом крайнем случае любой учащийся имеет право обучаться одному или нескольким предметам выборочно дома. Возможно, стоит и вовсе задуматься о смене школы.
Комментирует Наталия Минаева, преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Возможно, мой ответ не понравится многим родителям, но отказ ребенка идти в школу – это нормально. Часто родители не учитывают физиологические особенности развития ребенка, не знают, как функционирует его нервная система, формируется мозг, и требуют от него невозможного — взрослой ответственности и обязательности. Но к семилетнему возрасту ребенок часто ни физиологически, ни психологически не бывает готов к школе.
Ведущей деятельностью у него остается игровая, и убедить его в необходимости изучать школьную программу достаточно сложно.
Остается только правильно замотивировать дошкольника, а сделать это непросто – ведь это требует большого терпения родителей и близкого окружения ребенка.
В первую очередь, стоит проявить к ребенку внимание, помнить о том, что, несмотря на то, что это ваше чадо, оно обладает своими особенностями темперамента и характера, у него уже сформировалось мнение по многим вопросам. Не стоит читать ребенку нотации, вспоминать свой опыт, манипулировать чувствами ребенка, а тем более угрожать ему наказанием или лишением каких-либо благ (сладостей, мультиков и т.п.).
Лучше всего заинтересовать ребенка, учитывая его потребности. Каждый родитель знает, что может увлечь ребенка, что представляет для него наибольший интерес – именно эти вещи и должны быть опорными для мотивации ребенка к обучению в школе. Ребенок должен понимать, что в школе он узнает именно то, что его интересует, научится тому, о чем давно мечтал, приобретет новых друзей.
Мотивация должна быть положительной, а не отрицательной – тогда и ребенок будет ходить в школу с удовольствием, и родители будут спокойнее.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Комментирует Екатерина Сафонова, психолог проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Я – родитель»
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Действительно, родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок наотрез отказывается идти в школу. Причин для такого поведения может быть масса, и все они зависят от возраста ребёнка.
Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет), значит, он не был к этому готов и адаптация протекает крайне болезненно. Ведь учебная деятельность ещё не стала ведущей, ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет.
Лучший способ проверить, готов ли малыш к школе - задать ему вопрос «ты хочешь в школу?» и получить на него громкий ответ «Да!».
Если ребёнок не хочет в школу, значит, его психика пока ещё не готова к такой деятельности. Лучшим выходом из ситуации будет – не отдавать ребёнка в школу в этом году и подождать до следующего, но, если ситуация этого не позволяет, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям.
Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет), то стоит бить тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учеба, а значит, она должна приносить ему максимальное удовольствие. Если этого не происходит, значит, ребёнку что-то мешает. Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, слишком высокая нагрузка (как в школе, так и на дополнительных занятиях) и масса других причин, которые необходимо выявить, и, исходя из них, искать выход из сложившейся ситуации.
Подростки (11-16 лет) чаще остальных детей отказываются идти в школу.
С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. Всё, что хочет тинэйджер, это познавать мир чувств и эмоций, он экспериментирует, общается с ровесниками, влюбляется, конфликтует с собой и миром. Учёба совершено не вписывается в его поле интересов, и это нормально, но обычно главной мотивацией посещать школу для подростка является общение с одноклассниками. Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу отпадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.
Комментирует Ирина Федоровская, основатель skazzzki.ru
/imgs/2024/05/13/09/6464692/ebd82754cb19aed85ce6d4412996d93da1f78d85.jpg)
Нежелание идти в школу — абсолютно нормальное явление, но и ребенок, который сам хочет учиться – это не миф.
Подготовкой к школе нужно заниматься с самого рождения ребенка:
- до 3 лет формируются основные структуры мозга, которые помогут ребенку учиться легко;
- до 5 лет нужно научить ребенка правильной мотивации, в том числе и к обучению.
Если родитель малыша думает наперед, то предстоит большая работа по развитию эмоционально-волевой стороны (не интеллектуальной!): нужно изучать книги по детской психологии, быть терпеливым и не стесняться обращаться к специалистам, которые научат правильному подходу к воспитанию целеустремленного, гибкого, в меру открытого, с адекватной самооценкой и мотивацией ребенка.
Стоит «фильтровать» советы старшего поколения, многие из них просто вредны.
Например, говоря ребенку «молодец», вы оцениваете не результат, а личность ребенка, тем самым вы «подсаживаете» самооценку ребенка на ваше одобрение. Таких нюансов огромное количество.
Помимо воспитания, большая ответственность ложится на плечи родителей в вопросах:
- выбора школы (в безопасном регионе, лучше, чтобы путь до школы занимал полчаса и был минимум час двигательной активности);
- учителя и программы (не стоит перенапрягать ребенка в младшей школе);
- спортивных секций (да-да, ребенок должен быть в первую очередь здоровым).
Если ребенок – уже «опытный» школьник, то не все потеряно. Ни в коем случае не пытайтесь его «сломать». Позвольте ему выбрать хобби и полюбить спорт, рисование или музыку, что поможет почувствовать школьнику вкус побед и наладить контакт со сверстниками в менее формальной обстановке.
Успехи вне школы помогут почувствовать себя уверенней.
Используйте сказкотерапию – в ненавязчивой форме терапевтические сказки помогут мягко скорректировать некоторые взгляды ребенка. Наладьте тет-а-тет контакт с учителем, выскажите ваши пожелания. Сводите ребенка к психологу, возможно, проблема в гиперактивности (бич нашего времени). И главное, любите своего ребенка, слушайте и не порицайте.
Фото: Shutterstock.com