Опубликовано 06 ноября 2013, 14:48

Развиваем "пинцетный" захват

"Пинцетный" захват - это действие, которое мы совершаем с помощью трех пальцев руки (большого, указательного и среднего). Маленькому ребенку нужно поучиться, чтобы освоить это умение. "Летидор" представляет несколько упражнений для развития "пинцетного" захвата.
Развиваем "пинцетный" захват

Развиваем "пинцетный" захват

"Пинцетным" захватом мы называем действие, которое совершаем с помощью трех пальцев руки (большого, указательного и среднего). Обычно таким образом мы захватываем мелкие и тонкие предметы, переворачиваем страницы в книге, берем щепотку соли. Также это умение помогает нам удерживать пишущие предметы, ну и, собственно, писать с их помощью.

"Пинцетный" захват – довольно сложный навык, требующий силы в пальцах, ловкости и хорошей координации движений. Вот почему, когда малыш впервые проявляет интерес к различным предметам, он хватает их всей кистью, пытается забрать в кулачок, даже если предмет слишком мал для этого. Пройдет некоторое время, прежде чем малыш научится координировать движение своих ручек и складывать кисть так, чтобы ухватить определённый предмет, а для освоения "пинцетного" захвата маленьким ручкам понадобится несколько месяцев тренировок и усердия. Родители часто замечают, как малыш с невероятным терпением пытается поднять с пола еле заметные хлебные крошки, пыхтит и старается переворачивая страницы книги, но его деятельность – вовсе не потраченное впустую время: развитие "пинцетного" захвата у ребенка младшего возраста способствует тому, что малыш позже правильно возьмет пишущий предмет и письмо не будет вызывать у него особых сложностей.

Чтобы помочь ребенку научиться захватывать мелкие предметы с помощью трех пальчиков, не требуется ничего более, чем просто ему эти предметы дать. Конечно, под строгим контролем, если вы опасаетесь, что ребенок сможет их проглотить.

Также есть несколько упражнений, которые помогают пальчикам складываться нужным образом – иначе ухватить предметы будет просто невозможно. Кроме того, эти упражнения полезны для развития координации рук и мелкой моторики:

• Рассыпьте по полу несколько фасолин, бусин или мелких камешков, покажите, как поднимать эти предметы по одному;

• Отщипывайте кусочки пластилина или соленого теста;

• Во время игры с песком или манкой покажите малышу, как "солить" воображаемый суп;

• Собирайте различные виды мозаики;

• Наклеивайте и отклеивайте многоразовые наклейки;

• Нанизывайте бусины;

• Переворачивайте страницы книг;

• Играйте с прищепками;

• С помощью канцелярских кнопок, резиночек и пробковой или деревянной доски можно сделать занимательный материал. Мы будем цеплять резиночку за одну кнопку и натягивать ее на противоположную.

Пробковая доска с кнопками

Пробковая доска с кнопками

Сложно сказать, с какого возраста следует начинать выполнение всех этих упражнений. Условно каждое из них можно делать уже в годовалом возрасте. Наблюдайте за ребенком, ориентируйтесь на его способности и периодически предлагайте то или иное занятие. Как правило, детки, которые успешно выполняют упражнения из нашего списка, захватывают пишущий предмет правильным образом - пальчики сами собой складываются у основания ручки. Если же этого не происходит, то упражнения следует регулярно повторять.

Для деток постарше (примерно с трех лет) задачу можно усложнить. Нам понадобятся опять же канцелярские кнопки. Кнопки надо втыкать в пробковую доску и вытаскивать из нее, а также с их помощью можно выкалывать изображения по контуру.

Канцелярские кнопки

Канцелярские кнопки

Если малышу никак не удается захватить пишущий предмет правильно, то вы можете легко объяснить ему, как это делается. Поставьте карандаш на кончик перпендикулярно столу и ухватитесь за самый краешек сверху – уже получился "пинцетный" захват, затем медленно скользите кистью вниз – пальчики встали на место!

Карандаши

Карандаши

И последнее. Очень важно не критиковать малыша за неверный захват – держать ручку правильно он обязательно научится, а вот негативные воспоминания, связанные с критикой в его адрес, могут испортить желание учиться в будущем. Поэтому проявляйте максимум терпения и внимания к ребенку, позвольте малышу получать удовольствие от процесса освоения новых навыков, а результат придет сам собой, когда настанет время.