«Работать со своими эмоциями должен каждый из нас»: интервью с педагогом и детским автором Еленой Ульевой

Узнайте, как и когда развивать ребенка, его эмоциональный интеллект и любознательность.

Не секрет, что современный человек, как никогда раньше, умеет слышать себя. Сегодня, помимо коллективного взаимодействия, мы учимся принимать и уважать свои собственные чувства и желания.

Казалось бы, для общества должно быть очевидным, что это такая же естественная потребность человека, как пища или свежий воздух. Но почему-то до сих пор не все из нас об этом догадываются.

Попробуем разобраться, почему так происходит и какие способы исправления ситуации существуют.

Наш постоянный автор и книжный блогер Анна Федулова поговорила об этом и многом другом с профессиональным педагогом и одним из наиболее востребованных детских авторов Еленой Ульевой.

Елена Ульева

Начну с самого распространенного и лишь на первый взгляд скучного вопроса. Сегодня ваши познавательные книги и развивающие пособия есть у каждого детского издательства, работающего с малышковой литературой. Причем в огромном ассортименте. Как вам это удается? Откуда черпаете вдохновение?

Конечно же, в самих детях. Думаю, ни один родитель или воспитатель не сможет точно сказать, сколько вопросов за день задает маленький почемучка. При этом некоторые из нас забывают, что ответы на большинство из них можно найти в книгах. Вместе с книжными героями ребята могут узнать, как устроен человек, из чего все сделано и какие явления происходят в природе.

В мире столько всего интересного! Мне, например, до сих пор есть чему удивиться, а еще мне, как и прежде, хочется все это узнать и рассказывать остальным.

Это здорово. Всегда радуюсь, когда автор не вымучивает тексты, а пишет их легко и непринужденно, ориентируясь на собственный опыт и окружение. А что для вас приятнее (или, быть может, проще): создание детских энциклопедий, обучающих книжных серий или пособий по развитию эмоционального интеллекта?

Самое интересное — это художественная литература. Рассказы и сказки Носова, Драгунского, Гауфа, Гофмана.

Но что делать, если ты уже все прочитал, а хочется еще? Правильно! Надо придумать что-то новое самому. Вот это по-настоящему здорово.

Просматривая ваши работы, не смогла не заметить, что основная ориентация идет на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Среди них есть буквари, рабочие тетради и комплекты по математике. А как же детство: прыжки в лужи, погони за белками в парке и дворовые игры с палками и камушками?

Ребенок так устроен, что ему все интересно. Ведь он только начинает жить. Он открыт всему новому. И прыгалкам с прятками. И сказкам, и загадкам.

С какого возраста оптимальнее всего начинать наполнение ребенка знаниями? Сколько по времени должны длиться занятия с малышами 2-5 лет и в какой форме?

Как только малыш начинает интересоваться происходящим вокруг. Например, совсем еще кроха показывает маме на птичку. Что может сделать родитель?

Он может равнодушно пройти мимо, а может объяснить сыну или дочке: «Это воробушек. Он чирикает свои песенки и клюет зернышки».

Для данного возраста это тоже будет обучением. Мы учимся всю жизнь, как только начинаем чувствовать и воспринимать окружающий мир. Первоочередная задача взрослых — помочь малышам узнать его и познакомить с его обитателями.

Форма и продолжительность занятий зависит от интересов, характера и темперамента конкретного ребенка. Кому-то нравится играть в школу — сидеть и выводить кружочки, палочки и крючочки. Кто-то любит помогать и чувствовать себя взрослым — ходить в магазин, покупать продукты, читать надписи на ценниках и считать сдачу. Кто-то обожает сказки и мечтает поскорее научиться читать самостоятельно.

Понаблюдайте за своим малышом: что он больше всего любит делать? Включите в эту деятельность элементы учебы, и готово. Легко, полезно и осознанно.

Само время тоже легко определить по состоянию ребенка. Если он устал, потерял интерес, то можно переключить его на другое задание или закончить занятие.

И еще раз про эмоциональный интеллект. Буквально на днях читали с младшими детьми ваши истории из циклов «Дружим с эмоциями» и «Эмоции — это суперсила» от издательства CLEVER. Помимо интересных сюжетов и красочных иллюстраций меня поразило то, с какой простотой и легкостью вы пишите о весьма сложных понятиях. Поделитесь секретом: каково это — понятно говорить с малышами о злости, зависти, грусти и страхах?

Эмоции — это естественные реакции людей на различные раздражители. И совершенно не важно, сколько им сейчас лет. Реагировать они будут в любом случае.

Вот только человек, владеющий своим эмоциональным интеллектом, понимает, что с ним происходит и контролирует себя и свои действия.

А еще он умеет преобразовывать свои эмоции и качественно работать с ними.

В своих книгах мы именно это и показываем — помогаем детям выявить эмоцию, объясняем причины ее возникновения, перечисляем способы выхода из негативных эмоций, рассказываем о последствиях неконтролируемых эмоций.

Согласны ли вы с мнением, что книги по развитию эмоционального интеллекта нужны сегодня не только детям, но и взрослым?

Естественно, книги по развитию эмоционального интеллекта нужны всем. Если ты не можешь контролировать свои эмоции; если эмоции управляют тобой, а не ты ими; если ты не видишь и не понимаешь, как твои негативные эмоции отражаются на окружающих и на тебе самом; тебе точно необходимо углубиться в проблематику эмоционального интеллекта.

Вспышки гнева, беспричинная грусть, подавленность и раздражение портят жизнь не только детям, но и взрослым.

Работать над их устранением должен каждый человек, независимо от пола и возраста. Мы же работаем над улучшением своего умственного интеллекта. Так почему бы не поработать и над эмоциональным. Это тоже очень важно, ведь напрямую от этого зависит само качество нашей жизни.

Фото: личный архив Анны Федуловой и Елены Ульевой

Семейный гороскоп