Пятерку надо заслужить (или нет?): зачем современной школе оценки

Рассказываем, почему школьные отметки не должны стать поводом для конфликта в вашей семье.

Для чего вообще оценивать знания и как сформировать у ребенка здоровое отношение к оценкам? Как реагировать на двойки и тройки? На эти вопросы «Летидору» отвечает педагог-психолог Анна Екимова и родители участников федерального проекта-сериала «Россия глазами детей».

Тема оценок — из того числа, вокруг которых постоянный шум. Кто-то выступает за отмену системы оценок, кто-то считает, что ее нужно пересмотреть. И аргументы каждой стороны, безусловно, заслуживают внимания.

Оценка или отметка?

Оценка — это мнение учителя о знаниях ученика. Она отражает процесс: как школьник понимал тему раньше, как понимает ее сейчас и к чему стремится дальше. Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний. А функции — обратная связь и поощрение.

Главная цель оценки — определить сильные и слабые стороны каждого ученика, понять, как учить его дальше, то есть выработать стратегию и тактику обучения.

Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста — мнения учителя о достижениях ребенка.

А вот отметка — это выражение оценки в баллах, которое проецируется на шкалу плохо — удовлетворительно — хорошо — отлично.

Depositphotos

Зачем в школе ставят отметки?

Это способ управления ребенком

Сейчас отметка является своеобразным рычагом, кнутом и пряником, который помогает управлять детьми. Школьная форма, сменная обувь, поведение на уроках, правильность ответов — отметки ставят буквально за все.

И порой, как ни печально, они зависят от субъективного отношения учителя к ребенку.

Это способ управления родителями

С помощью оценок учитель перекладывает ответственность на семью школьника: посмотрите на ребенка, он что-то не доучил, не доделал! Педагог как бы говорит семье: «Теперь ваш выход».

«Оценка — это не показатель знаний. Есть студенческая мудрость: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Аналогичная ситуация происходит в школе. Есть определенная группа детей, которая может ничего не делать, но автоматически получает высокие оценки, потому что "идет на золотую медаль".

Я считаю, что на оценки стоит обращать внимание в начальной школе — со второго-третьего класса по пятый. Дальше необходимо перестроиться самим и научить ребенка не зацикливаться на оценках, пониманию, что они могут быть субъективны. Учителя — люди, они могут ошибаться и быть предвзятыми», — считает Евгения Жлудова, мама Ани Жлудовой — героини реалити-сериала «Россия глазами детей. Посмотрим».

Что дает отметка?

Отметки превратились в цель и смысл обучения и нахождения в школе. Интерес и стремление к знаниям пропадает, погоня за результатами затмевает процесс познания.

Дети видят то, что мы помогаем им увидеть. И в этом смысле школа упрощает картину мира: есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Такая среда неблагоприятна для развития креативности.

У ребенка обрывается на корню стремление к чему-то нестандартному, креативному — к чему-то, что лежит за рамками школы.

Задача учителя — помочь ребенку почувствовать, что любое мнение имеет право на существование. А когда учитель выставляет низкую отметку, у ребенка искажается восприятие, он начинает узко мыслить. Он натыкается на несправедливость: есть только правильно и неправильно, другого не дано. В результате школьнику сложно поверить в себя, он больше не может полноценно доверять собственным ощущениям, чувствам, мыслям, мнению.

Из тех, кто ждет чужого мнения и оценки со стороны, вырастают неуверенные в себе взрослые люди.

«Есть много примеров, когда люди, которые плохо учились в школе, в дальнейшем строят блестящую карьеру. В учебе главным являются не оценки, а воспитание ответственности, самостоятельности», — уверена Екатерина Труфанова, мама Саши Труфановой — героини реалити-сериала «Россия глазами детей. Посмотрим».

Для семьи оценка становится неким индикатором принятия ребенка системой и обществом. И еще, конечно, своеобразным мерилом родительской успешности.

В конечном счете, в погоне за хорошими отметками ребенка родители перестают замечать его личность.

Freepik

Сегодня те знания, которые ребенок получает в школе, в большинстве своем формальны. Обучение в основном теоретическое, переусложненное, без практической значимости.

Представьте, что ЕГЭ отменят. Что получится? Система образования развалится, потому что ребенку не для чего будет учиться. Ведь сегодня дети ходят в школу не для того, чтобы приобретать знания и применять их в жизни, а для того, чтобы получить достойные баллы на экзаменах.

Тесты, рефераты, доклады практически не соприкасаются с реальной жизнью — той, в которую все мы погружаемся после окончания школы.

Еще одна причина искаженной оценочной системы — погоня школ за рейтингами и престижем. Лучшие школы формируют детей-перфекционистов. Они чаще всего не учат, а лишь дают детям характеристики и находят изъяны, пробелы в теоретических знаниях.

Правильный ответ всего один?

Отметка фиксирует, насколько ответ ребенка соответствует эталону. И в такой схеме наш мир превращается в черно-белый: хорошо/плохо, правильно/неправильно, знает/не знает, да/нет. Но наш мир цветной! Не забывайте напоминать об этом ребенку.

Как мы можем делить ответы учеников на правильные и неправильные, если все человечество до сих пор не разгадало тайну своего появления в этом мире?

Дайте возможность ребенку обосновывать свой ответ. Пусть дети проявляют творческий потенциал.

Нужна ли соревновательность?

Безусловно, дух соревнования важен. Но это не должно становиться единственным инструментом в школьных стенах.

Просто поразмышляйте, что важнее — воспитывать школьников в духе соревновательности, чтобы каждый стремился быть первым во что бы то ни стало, или приучать детей к сотрудничеству, когда все готовы прийти друг другу на помощь и уважают чужое мнение?

Нужно ли подтверждать завершение изучения?

Сегодняшняя система оценки нацеливает ребенка на получение отметки. Вместо обретения знаний и навыков ученик вынужден «натаскивать» себя на социально одобряемую цифру в дневнике или зачетке.

Сдать на отлично не равно знать и применять навыки в жизни.

Depositphotos

В процессе обучения важную роль играет все: и черновики, и ошибки, которые делал школьник, — только так он сможет прийти к заметному для себя прогрессу.

Как говорить с ребенком об оценках?

Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает педагог. Если школьника наказать за плохие отметки, он не станет учиться лучше.

Когда родители слишком бурно реагируют на двойку или тройку, у ребенка формируется страх: получить плохую отметку значит потерять любовь мамы и папы.

«Ругать нашу дочь не за что, мы просто радуемся хорошим оценкам вместе с ней. Но Саша сама сильно переживает, если получает не "отлично", а мы наоборот ее успокаиваем, повторяя, что главное не оценки, а полученные знания. Вот если вдруг она что-то недопоняла, то тогда уже мы стараемся помочь, например, разобраться в какой-то теме», — делится Екатерина Труфанова.

Вместо негативной реакции на отметку лучше попробуйте спокойно разобраться вместе с ребенком, почему же так получилось. Окажите поддержку, не отворачивайтесь от школьника, который и без того расстроен.

Задайте ему вопросы:

Как ты к этому относишься?Узнайте отношение самого ученика к такому результату. Дайте ему выговориться, рассказать о своих чувствах.

Как ты мог(-ла) бы помочь себе и получить более хорошую оценку? Это сложный вопрос, но он однозначно поможет школьнику задуматься и проанализировать ситуацию — этот навык пригодится во взрослой жизни.

Можешь ли ты как-то изменить ситуацию сейчас? Помогите ребенку увидеть, что он управляет ситуацией и осознать ответственность за свою жизнь.

Тебе нужна моя помощь? Не делайте за вашего ученика доклады, не решайте задачки по алгебре. Просто будьте всегда рядом, чтобы быть готовым помочь — найти информацию, принести нужную книгу и т.д.

Кем ты хочешь стать? Если ребенок говорит, что ему не нужна математика, потому что он хочет стать фотографом, то договоритесь, что он будет изучать предмет, чтобы по крайней мере освоить минимум.

Дайте ребенку возможность ошибаться. Только через ошибки он обретет необходимый опыт, получит мотивацию найти правильный ответ, достичь результата и узнать что-то новое.

Фото: Freepik, Depositphotos

Это важно знать:

Как научить ребенка помогать другим. 7 главных советов

«Мои 100 рублей никому не помогут». Мифы и правда о благотворительности

Признаки фондов, которым можно без страха отдать деньги

Масштаб во благо: как большой бизнес помогает людям

Научить воспитанию детей за 1 минуту? Легко! Подписывайтесь на «Летидор» в TikTok!

Семейный гороскоп