Опубликовано 20 января 2014, 15:38

Пять курсов и тренингов для родителей

Для тех родителей, которые хотят больше понимать про родительство или испытывают сложности с ребенком, но не боятся признаться в этом самим себе, "Летидор" подготовил обзор таких школ и поговорил с семейными психологами курсов и тренингов для родителей.
Пять курсов и тренингов для родителей

Пять курсов и тренингов для родителей

Столкнувшись с первыми проблемами в воспитании 2-х годовалого малыша, я обнаружила, что для мам, готовых не только учить, но и учиться созданы специальные курсы/тренинги/школы. О чем говорят на таких курсах?

Во-первых (обычно с этого все начинается), о самом бытовом и насущном. Как приложить к груди, приучить к горшку, как пережить кризис 3-х лет или подростковый бунт…

Во-вторых, о том, как создать действительно искренние и теплые взаимоотношения с ребенком, научиться его чувствовать, понимать, правильно трактовать его поступки и поведение.

В-третьих, о том, как убедиться, что ты, как мама, делаешь все правильно (или что-то грамотно поменять), найти тот ресурс, который подарит силы на ребенка и вдохновение на игры и общение с ним.

И наконец, о том, как услышать и развить свою материнскую интуицию. Специально для тех мам, которые испытывают сложности, но не боятся признаться в этом самим себе, я сделала обзор таких школ и поговорила с семейными психологами.

Курс "Осознанное родительство" в рамках Женской Студии "Шелестудио"

shelestudio.jpg

shelestudio.jpg

Кто приходит: мамы
Возраст детей: без ограничений

Идея курса

Программа строится на двух принципиальных моментах: экологичное развитие и позитивное воспитание. Экологичное - значит, естественное, соответствующее индивидуальным ритмам жизни ребенка. Задача мамы в этом случае - поддержать ребенка и бережно отнестись к его природе. "Мы не подгоняем малыша сесть, пойти, есть ложкой, а следуем "за" ним, помогая ему быть собой", - говорит Елена Шегурова - основательница и тренер курса. Термин "позитивное" основан на похвале и одобрении. Такое воспитание фиксирует все положительное, хорошее в детях. Подход стоится на уверенности в своем ребенке (в его совершенстве), с одной стороны, и в своей родительской силе, с другой. Но для того, чтобы реализовать эти принципы и создать грамотную и комфортную среду ребенку, важно понимать этапы развития детей, физические и психологические потребности конкретного возраста. В этом смысле материнская интуиция должна работать в связке со знаниями и опытом. "Мое личное убеждение, что сейчас рождаются дети с намного большим потенциалом, чем поколения назад. Они рождаются с новыми ресурсами и даже другим строением мозга (и на это существуют научные исследования), поэтому нам просто необходимо искать новые методы, которые не подавят, а помогут развить детям все, что в них заложено временем", - говорит Елена.

Заблуждения современных родителей

Мамы оценивают детей согласно их социальным достижениям, одобрениям других людей и ожиданиями социума. Мамы начинают любить своих детей "за", что, по сути, является предательством истиной материнской роли. Такой подход еще и очень травматичен для ребенка. Родители часто действуют из страха, а не из любви, они боятся, что выйдут из-под контроля, перестанут уважать и слушать, поэтому используют авторитарные методы давления и наказания. Ошибка в том, что именно таким образом они быстрее всего лишаются своего авторитета и уважения.

Что меняется в родительском мировоззрении

В студии учатся слышать детей, "прочитывать" и правильно трактовать их поведение. Дети ничего не делают просто так. Даже поступок двухлетнего малыша, который ест пластилин или подкидывает игрушку к потолку или разбивает стеклянную чашку, имеет смысл. И только осознанный взрослый может остановиться, подумать и разгадать этот смысл, понять, считать его. "С одной стороны - ребенок изучает мир, пространство, свойства и возможности материалов, с другой - требует более качественного внимания", - продолжает Елена. Общаться с ребенком на уровне его мотивации, причины, а не поступка и следствия - вот один из главных результатов курса.

Как проходят занятия?

Занятия проходят в открытом живом формате за чашкой чая в Студии для женщин.

Online версия: разрабатывается к весне

cherepaha.jpg

cherepaha.jpg

Для кого: мамы, папы (на некоторые курсы) и дети
Возраст детей: без ограничений

Идея клуба

Основательница "Большой черепахи" Шалимова Ирина хочет видеть мам счастливыми и самореализованными. Поэтому она попыталась создать пространство, где мамы могли бы общаться, говорить о наболевшем, получать профессиональные консультации, отдыхать и даже заниматься спортом. И все это без отрыва от основного "производства".

Первое, чему здесь учат - это быть нормальной женщиной с собственными интересами и желаниями. Задача мамы - правильно встроить ребенка в систему семьи и своей жизни. Многие женщины бессознательно передают ребенку роль главного, ответственного. Хотя для детей это биологически неестественно и сложно. Им гораздо удобнее роль ведомого, именно в этом положении они чувствуют себя комфортно и спокойно. Разумеется, такая грамотная расстановка сил должна происходить в контексте интересов и потребностей ребенка.

Заблуждения современных родителей

Современные мамы окружены огромным количеством информации, которая порой их сбивает, путает и даже пугает. В итоге мамы настолько "утопают" в бесконечных сомнениях и проблемах, что теряют свою основную материнскую роль. В формате отдельных встреч поднимаются важные темы про грудное вскармливание, прививки, развитие ребенка, детское питание. Важно самому выбрать свой путь и принять взвешенное решение. А чтобы сделать выбор осознанно, надо владеть информацией, разбираться в теме.

Что меняется в родительском мировоззрении

Мамы понимают, что растить детей - это удовольствие, а не тяжелая работа и невыносимый труд. Оказывается, жизнь с ребенком может быть очень увлекательна и легка. Ребенок прекрасно вписывается в структуру жизни родителей. Мамы приходят к выводу, что создание адекватных и комфортных условий для развития малыша, не должно превращаться в бесконечное удовлетворение детских потребностей и желаний. "Мамы склоны усложнять себе жизнь. Когда ребенок спит, они судорожно убираются или готовят. Хотя лучше всего было бы отдохнуть вместе с ним. Мама должна делать свои дела, а ребенок быть при ней. Всегда важно соблюдать баланс родительских и детских интересов и помнить про расстановку сил в семье", - говорит Ирина.

Как проходят занятия?

Занятия для взрослых проходят в уютной атмосфере, с чаем и печеньем. Можно прийти с детками, они всегда могут поиграть рядом. Бывает, что занятия для детей и взрослых проходят параллельно. В этом случае все члены семье заняты своим делом. Однако наиболее интенсивная работа проходит "на выездах
"- в семейных лагерях. У каждого выезда есть своя образовательная и развлекательная программа и для детей и для взрослых. В таких лагерях удается достичь более глубокого погружения в тему и проработать ее более детально.

Online версия: некоторые семинары проекта проходят в режиме online

mamin_sadik_2.jpg

mamin_sadik_2.jpg

Для кого: мамы, папы и младенцы
Возраст детей: от 2-х месяцев до 1 года

Идея проекта

Проект "Капуста" создан для всей семьи: мамы, папы и младенца. "Для нас особенно ценно, когда на занятия приходят и папы. Ведь в развитии ребенка есть те ниши, которые может заполнить только отец", - говорит «младенческий психолог» и ведущая курса Елизавета Агеенко. Родители вместе с малышом учатся взаимопониманию, контакту, мамы и папы начинают задумываться не только о физиологической составляющей жизни младенца, но и психологической. Ведь именно в этом, казалось бы, крохотном и бессознательном возрасте через контакт, приятие и поддержку со стороны обоих родителей в маленьком человечке закладывается фундамент его взрослой личности.

Заблуждения современных родителей

Часто родители торопятся, хотят, чтобы младенец поскорее сел, встал, пошел, заговорил… Они не дают возможности ребенку самому пройти этапы развития, убивая стремление к самостоятельности и росту. «Помогая» ему, стимулируя, они формируют обратный эффект. Ему становится легче криком «позвать на помощь», чем самому перейти из состояние "лежа" в состояние "сидя". Этот эффект становится особенно заметен к школе: родители искреннее недоумевают, почему ребенок плохо учится и ничем не интересуется”, - продолжает Елизавета.

Что меняется в родительском мировоззрении

Родители начинают видеть маленькие, «волшебные», нюансы, которые буквально формируют пространство и задают тон развитию малыша. Например, часто в том, как мама держит ребенка, как к нему обращается, отражается ее состояние, отношение к себе и ребенку. Многие родители называют друга "мамой и папой" даже, когда малыша нет рядом. Это признак того, что родительская функция поглотила все остальные. В том числе и супружескую. "Такие, на первый взгляд, мелочи родители примеряют на себя: «А как это происходит в моей жизни?», - комментирует Елизавета Агеенко. Родители признаются, что "Капуста" становится для них настоящим источником энергии, знаний, сил и поддержки. Они отмечают изменения в осознанности своих чувств, причем не только к ребенку, но и к себе, к супругу, к жизненным обстоятельствам.

Как проходят занятия?

В начале занятия проводится общий круг, где все приветствуют друг друга, делятся впечатлениями, переживаниями и мыслями. Затем идет блок игр с младенцами. Эта часть занятия включает в себя самые разнообразные игры и упражнения для малышей, помогающие родителю и малышу сделать совместное время еще более насыщенным и продуктивным, полезным и интересным. Далее следует аналитический блок, в котором разбирается определенная тема, связанная с разными аспектами младенческого периода жизни человека.

Online версия: нет

(в рамках "Высшей Школы психологического консультирования")

Кто приходит: все члены семьи (любым составом)

Возраст детей: без ограничений

Идея тренинга

ВШПК создана для профессионалов в области психологии и для обычных родителей, которым важно понять своего ребенка и создать гармоничные отношения в семье. Теория привязанности - базовый принцип Школы. Все проблемы в семье связаны с тем, что между родителями и детьми не выстроены хорошие отношения, нет правильного чувства "привязанности". Поэтому так важно это чувство грамотно сформировать. "Мамина или папина любовь - это непросто неосознанная эмоция. Родительская любовь должна быть разумной, осмысленной", - говорит директор Школы психолог Мартынова Елена. Мама должна учиться грамотно удовлетворять психологические потребности ребенка на каждом этапе жизни, выстраивать его систему ценностей, показывать, что хорошо, а что плохо, формировать не только физический, но и психологический, эмоциональный мир ребенка.

Заблуждения современных родителей

Многие родители считают, что их главная задача - как можно раньше научить ребенка читать и писать, максимально загрузить уроками, кружками и секциями, подготовить к школе. Они не оставляют времени на живое естественное общение, на "ерундовые" игры. А когда у ребенка появятся проблемы, которые, естественно, найдут свое отражение и в школьной успеваемости и глобальных достижениях, родители будут ждать когда он их перерастет или "завалят" ребенка нравоучениями и советами, забыв про наглядность собственного примера.

Что меняется в родительском мировоззрении

Родители хотят видеть ребенка послушным, опрятным, ответственным, успешным в школе, занятым. Под такой образ идеального ребенка мама и папа часто подгоняют своего собственного, и все расхождения от "нормы" рождают проблемы и непонимание. Поэтому первое, что делает родитель для своего малыша на занятиях - учится видеть, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть. Кроме того, в Школе родители корректируют свой стиль воспитания ребенка и общения с ним. Они выходят за рамки обычно двух существующих подходов: "как воспитывали меня" или "только не как воспитывали меня". Это позволяет улучшить отношения с ребенком, помочь ему найти свое место в жизни, стать более успешным, самостоятельным и быстрее адаптироваться к миру.

Как проходят занятия?

Как принято на тренингах, занятия проходят в кругу в непринужденной, свободной обстановке. Пока мама или папа учатся, ребенка можно "оставить" психологу, который проведет диагностические (если есть необходимость) или просто развивающие занятия.

On-line версия : нет

milamar.jpg

milamar.jpg

Для кого: мамы
Возраст детей: без ограничений

Идея тренинга

Одна из главных идей тренинга звучит так: "чтобы понять и услышать своего ребенка, надо понять и услышать себя". Все дело в том, что дети воспринимают не слова и разговоры, а интонации, смыслы и полутона, они повторяют особенности поведения родителей и буквально копируют модели их жизни. Поэтому для начала на занятиях внимание с малыша переключается на маму, ее потребности, эмоции. Ребенок, не важно сколько ему недель, месяцев или лет, порой вызывает даже у самой хорошей мамы противоречивые чувства. Нежность, восторг, бесконечный поток любви соседствуют со страхами, сомнениями, собственными детскими обидами, чувством вины и раздражением. Поэтому маме так важно быть в контакте с собой. Уметь с одной стороны находиться в гармоничном, спокойном, счастливом состоянии, с другой - позволить себе прожить неизбежные обиды, гнев, усталость, раздражение. Переключаясь на ребенка, маме важно помнить и про себя, свои чувства и эмоции, свой внутренний мир. Уверенность, удовлетворенность и осознанность мамы напрямую влияет на гармоничное взаимодействие в семье.

Заблуждения современных родителей

Высказывания типа «Я как мать должна... любить, воспитывать, учить, заботиться», как правило, делают родителей беспомощными заложниками собственных правил и порядков. Быть хорошей мамой из чувства долга очень тяжело, чрезмерный груз ответственности не оставляет места для любви и радости. Стоит поменять одно слово: «Я как мама хочу…..» - и появляется новый смысл, настрой и подход, формируется новое внутреннее состояние. "Я должна" приводит к напряжению, стрессу, чувству вины. "Я хочу" - рождает радость, желание, улыбку. И дети прекрасно улавливают разницу между этими двумя подходами", - говорит автор и ведущая тренинга Ирина Лобыкина.

Что меняется в родительском мировоззрении

Важной темой курса является тема "НеИдеального" материнства. Многие женщины приходят буквально с невротическим чувством вины, которые съедает огромное количество энергии, сил и ресурсов. На занятиях очень плотно работают с этой проблемой. Мамам предлагается поставить себя на место ребенка и выбрать наиболее благоприятную для себя модель: идеальную или неидеальную маму. Первая получается очень авторитарная, порой сухая, зато она всегда в стою, она не умеет отдыхать и грустить. Вторая мягче, добрее, она может ошибаться, уставать, но она направлена на ребенка сердцем, а не головой. Как ни странно, сами мамы выбирают второй вариант. В результате родительство становится более спокойным, расслабленным. Мамы позволяют себе быть неидеальными, просто "достаточно хорошими" (термин Д. Винникотта, прим. редактора), обычными мамами.

Как проходят занятия?

Занятия проходят в специальном классе, обычно мамы располагаются на ковриках для йоги. Это позволяет расслабиться, сосредоточиться на проблеме и создать доверительную обстановку.

Online версия: нет