Преследовать вирус, а не людей: как бороться со стереотипами о коронавирусе
© Freepik
Большая часть России с конца марта находится в режиме самоизоляции. Мы сидим дома и занимаемся своими делами (работаем, ищем работу, играем и учимся с детьми), а в свободное время скролим ленты новостей, которые переполнены противоречивой информацией о COVID-19.
Занимая себя только одной темой, мы лишь рождаем бесконечную тревогу, которая передается нашим детям и пожилым родственникам.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и ЮНЭЙДС при поддержке социальной сети «Одноклассники» запустили в помощь миллионам интернет-пользователей серию полезных карточек-советов о влиянии коронавируса COVID-19 на нашу жизнь.
Они помогают разобраться в огромном потоке информации об эпидемии и научиться отличать правду от вымыслов (актуально как для взрослых, так и для ребят средней и старшей школы, которые черпают многие сведения из пабликов в соцсетях).
Все карточки в хорошем качестве можно посмотреть и скачать по ссылке.
Вместе с экспертами из ЮНЕСКО «Летидор» подготовил небольшую памятку, как бороться со стереотипами о пандемии и сохранять спокойствие.
В борьбе с вирусом могут помочь факты, но никак не страхи
Наши страхи формируются из-за недостатка знаний и информации о путях передачи, методах лечения и способах профилактики нового коронавируса.
Стереотипы и слухи подпитывают стигму и дискриминацию в отношении людей, затронутых коронавирусом, и препятствуют эффективной борьбе с его распространением.
Боясь быть отвергнутыми обществом и опасаясь карантина и госпитализации, многие люди могут скрывать свое плохое самочувствие, не обращаться за медицинской помощью и тем самым продолжать подвергать окружающих риску.
Аккуратно подбирайте слова
Избегайте формулировок о том, что граждане какой-то страны (или жители определенной местности) — источник заболевания. Постарайтесь не преувеличивать и не обобщать.
«Правильные слова»: болезнь, вызванная новым коронавирусом, COVID-19; люди, затронутые коронавирусом; человек с подозрением на коронавирус; подтвержденный случай заболевания.
«Неправильные слова»: «китайский/уханьский вирус», «новая чума», «неизлечимый, смертельно опасный», «жертва вируса», «разносчик вируса».
Бросайте вызов мифам
Постарайтесь спокойно и вежливо объяснить, почему не стоит верить мифам о коронавирусе (его происхождении, путях распространения, способах лечения и профилактики), и приведите аргументы со ссылками на проверенные источники информации.
Избегайте сложных медицинских терминов и попробуйте сделать объяснение максимально простым и доступным.
Будьте добрее
Постарайтесь никого не обвинять: поиски «нулевого пациента» или критика определенной страны / ее граждан не поможет в борьбе с вирусом. Отнеситесь с уважением и пониманием к тем, кто продолжает работать в условиях пандемии для обеспечения вашего комфорта, здоровья и безопасности.
Поощряйте важность соблюдения мер предосторожности
Поговорите с родными, друзьями и коллегами об ответственном поведении во время эпидемии: обсудите правила возможного карантина и покажите на своем примере, как правильно мыть руки, чихать и кашлять, а также вести себя в людных местах.
У всех нас есть право на здоровье
Это право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, закрепленное в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Это право каждого человека, включая людей, живущих с коронавирусом или затронутых им, на профилактику и лечение, право принимать решения о своем здоровье и право на уважительное и достойное отношение без дискриминации.
Хотя сохранять сейчас спокойствие — задача не из легких, нам надо постараться взять себя в руки и, как минимум, не множить непроверенные факты среди своих близких.
Мы понимаем, что «выговориться и обсудить острую тему» — один из способ справиться со стрессом. Но давайте искать альтернативу.
Например, просмотр захватывающих сериалов, игра в компьютерные игры, чтение книг, веселая семейная зарядка также помогут нашей психике разгрузиться и переключиться на позитивный образ мышления без нанесения ущерба психике окружающих.
Фото: Depositphotos, Freepik, пресс-служба Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании