Покорить океан и школьную программу: как семья совершает кругосветку на поморском судне
Впервые в мире русская парусная лодья (лодья — морское и речное парусно-весельное судно славян VI - XIII вв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний — прим. ред.) покоряет в кругосветном плавании Мировой океан. Капитан поморского деревянного судна, заслуженный путешественник России Сергей Синельник отправился в экспедицию вокруг света вместе с женой и тремя детьми.
Условия на историческом корабле не такие комфортные, как на яхте, хотя на лодье есть современное оборудование, которое помогает юным морякам учиться в российской школе дистанционно. Юнги драят палубу, стоят у штурвала, работают с такелажем, а после у них учеба в онлайн-школе, видеоуроки и домашние задания.
Капитан рассказал «Летидору», как удалось организовать необычную экспедицию вокруг света, и пригласил читателей пройти с ним под парусами часть морского пути.
Это не первая наша длительная экспедиция. С братом Александром мы обогнули земной шар на мотоциклах «Урал», пешком перешли пустыню Сахара, на ладье «Русич» дошли до австралийского острова Тасмания. Летом 2017 года началось наше кругосветное путешествие на уникальном деревянном корабле.
В 2016 году мы начали строить историческую копию поморской кочневой лодьи ХVII-XVIII веков «Пилигрим».
Именно «лодьи», а не «ладьи». Так называли этот тип судна на Русском Севере.
Мы вместе с группой друзей из разных стран почти два года занимались постройкой корабля в Петрозаводске. Наконец летом 2017 года работы были закончены, и путешествие началось!
Правда, с недоделками на борту, без нужного оборудования, но я решил, что лучше идти потихоньку, чем откладывать все еще на один год. У нас есть важная миссия.
Кроме того, что мы собираемся впервые совершить кругосветку на трехмачтовой парусной поморской лодье и показать, на что были способны такие судна, мы хотим поведать миру о русском судостроении.
В каждой стране, куда мы приходим, лодья превращается в музей русского мореходства и привлекает много посетителей.
Об этом мало говорят, но именно наши предки наряду со скандинавами были первыми, кто бороздил самые трудные моря — северные. Скандинавы шли на Запад, а русские — на Восток. Уже в Средневековье в устье Енисея был построен город Мангазея для ведения торговли с северными народами. Жители всего мира могут узнать об этом в нашем плавучем музее.
Мы решили выйти в море всей семьей: я, жена Марина, дочь Елена, сыновья Святослав и Ярослав. Путешествие должно продлиться несколько лет.
Мы не хотели, чтобы дети на это время бросали обучение в школе, поэтому начали искать способ продолжить образование. Решением оказался переход на семейную форму обучения и занятия в онлайн-школе. Чтобы смягчить резкую смену образа жизни, детей зачислили в школу InternetUrok.ru за год до начала экспедиции.
Дистанционно учиться оказалось удобно: не надо тратить время на дорогу в школу, можно учиться в любом месте, в своем темпе и по индивидуальному графику. Ребята до сих пор там и занимаются, осваивают школьную программу, делают уроки, пишут контрольные за компьютерами, а все четвертные и годовые оценки учитываются в обычной школе. Святославу так учиться даже нравится больше. Обычная школа слишком на него давила.
От Петрозаводска до Германии мы дошли за три месяца — и там остановились на зимовку. Дочь поехала жить к бабушке и вернулась в обычную школу, а сыновья продолжили путешествие.
Сейчас Святославу 14 лет, а Ярославу — 12. Они учатся третий год дистанционно и успешно перешли в восьмой и шестой классы соответственно.
В морских переходах уроки делать трудно, почти все время качает.
В дождь палуба протекает, внутри сыро. Это ведь не современная яхта, а настоящая деревянная лодья, которую приходится все время поддерживать в рабочем состоянии, поливать палубу водой, чтобы она не рассыхалась, заделывать швы, чистить, красить, работать с парусами и такелажем, которые у нас в основном из натуральных веревок. И все это делают мои сыновья, а еще вместе со взрослыми несут вахту, управляют судном по три-четыре часа в день, кроме ночного времени, помогают при швартовке и шлюзовке следить за курсом, настраивать паруса.
Заниматься во время переходов мешает еще морская болезнь, которой подвержены практически все люди, только 5% имеют к ней иммунитет. Святослав легко ее переносит, а Ярослав принимает таблетки.
Со временем морская болезнь постепенно уходит, организм приспосабливается. Но каждый раз после суши нужно адаптироваться снова.
Есть разные способы борьбы с ней: смотреть на берег или горизонт, есть мятные леденцы, жевательные резинки, и внутри в каюте лучше не находиться, а если зашел, то лежать горизонтально с закрытыми глазами.
Поэтому ребята не учатся в море. Они ловят Wi-Fi в гаванях и нагоняют программу, ведь в онлайн-школе можно сдавать контрольные работы позже. На уроки Ярослав и Святослав тратят не менее трех часов в день, делают их на палубе или в своей каюте за столом.
Мы с супругой стараемся следить за тем, чтобы они все выполняли вовремя, если они что-то не понимают, то им дистанционно помогает учитель.
Мои дети не живут городской и виртуальной жизнью, как другие современные подростки — вместо сериалов и компьютерных игр их жизнь наполнена морем, новыми впечатлениями, тяжелым физическим трудом и учебой.
Главное, чему учит их жизнь на корабле — это твердости духа, работе в команде, самообладанию и способности принимать решения.
Путешествие также помогает ребятам в освоении некоторых предметов, например, географии. Они узнают, в какую страну пришли, находят ее на карте, узнают климат, какие народы в ней живут, на каком языке говорят. Поэтому по географии у мальчиков твердая пятерка.
Мне за детей не страшно, а Марина не может привыкнуть, все-таки она мать.
Мы стараемся совершать переходы при относительно спокойной погоде. Если же ветер усиливается и волны увеличиваются, то мы следим за тем, чтобы дети выходили на палубу только в спасжилетах и пристегнутыми страховочными веревками с карабинами.
Через год путешествия, этим летом в порту Рибейра на границе Испании и Португалии мы вытащили лодью на сушу для профилактических работ.
Существует несколько методов профилактики: поднимать судно на сушу, заходить в пресные воды рек на время. Мы выбрали первое. За год днище обросло морской живностью. Есть еще такая страшная опасность для деревянного судна — корабельные черви-сверлильщики, которые разрушают дерево. Чтобы этого избежать, юнги покрывали днище современной краской-необрастайкой, а деревянные части выше ватерлинии — льняным маслом.
Если эксплуатировать судно в холодных водах северных морей, то проблем с живностью не возникает.
Летом Ярослав и Святослав ездили к бабушке. Там у них были настоящие каникулы — они общались со сверстниками, гуляли, играли в футбол, и до Лиссабона я дошел без них. Начался учебный год, мы воссоединились и вместе вчетвером без остановки прошли до города Портимао. С попутным ветром путь занял всего 30 часов.
Сейчас мы стоим на якоре в бухте в Портимау — это юго-западная точка Португалии. И на борту бесконечный список дел: решить вопрос с дополнительным балластом, набить ванты, улучшить работу румпеля блоками и веревками. Делам не видно конца и края.
Мы готовимся к большому переходу на Канарские острова и ждем погодного окна. Это 600 морских миль — около недели в открытом море.
Зимой же отправимся на острова Кабо-Верде, оттуда пересечем Атлантику и достигнем Карибских островов, а от них пойдем к Америке.
Потом я рассматриваю несколько вариантов. Один из них — дойти до Аляски и затем свернуть на Русский Север. По последним данным, из-за глобального потепления тают льды, и Северный морской путь становится более доступным, но не каждый год, иногда он скован льдами. Так что этот вариант остается под вопросом.
Через год Святославу, скорее всего, придется вернуться в обычную школу. Это будет девятый класс, придется готовиться и сдавать ОГЭ.
А Ярослав один на борту не останется, значит и он, скорее всего, пойдет в обычную школу.
Как и произошло с нашей дочкой. Сейчас она студентка колледжа. Супруга же поедет с детьми, и мне, как обычно, придется остаться с командой единомышленников.
Я счастлив, что мои дети рядом со мной, что они узнают мир и его многообразие. У ребят есть возможность развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально, что не менее важно.
На 15-метровой лодье, помимо меня, могут разместиться еще восемь человек. На борт периодически приезжают друзья, члены морского клуба «Пилигрим», те, кто помогал строить судно.
Приходят и новые люди, которые хотят получить опыт мореходства на лодье с прямыми парусами. Благодаря таким путешественникам судно поддерживается в рабочем состоянии и есть экспедиционный бюджет.
Приглашаем всех желающих после предварительного собеседования пройти с нами тот или иной участок пути!
Фото: facebook.com/sergey.sinelnik.16